Власти Грузии обещали учесть предложения оппозиции по поправкам в Конституцию

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Грузии оппозиция и члены государственной конституционной комиссии провели встречи уже с тремя партиями. Несмотря на критику нового проекта Конституции, представители оппозиции выступают порой с противоположных позиций. Однако, как говорит лидер партии "Новые правые" Давид Гамкрелидзе, некоторые предложения оппозиции представителями парламентского большинства были встречены положительно.

8 сентября члены государственной конституционной комиссии встретились с представителями партии Ираклия Аласании "Свободные демократы", а 9 сентября на встрече присутствовали представители партий "Новые правые" и "Промышленность спасет Грузию".

Гамкрелидзе: оппозиция находит точки соприкосновения с парламентским большинством

Как говорит лидер партии "Новые правые" Давид Гамкрелидзе, некоторые предложения со стороны представителей парламентского большинства были встречены положительно.

"По нескольким серьезным вопросам мы получили обещания от спикера парламента, господина Бакрадзе, что они будут учтены в Конституции. Это вопрос собственности, вопрос оставления института органичного закона", - заявил  корреспонденту "Кавказского узла" Давид Гамкрелидзе.

Он считает, что включение в этот список органичных законов, Налогового кодекса сделает ситуацию более предсказуемой и стабильной для инвесторов и бизнесменов. "Ведь простое парламентское большинство на сегодняшний день может изменить в корне Налоговый кодекс, и все налогоплательщики окажутся в совершенно иной ситуации", - отметил представитель "Новых правых".

По словам Гамкрелидзе и лидера партии "Промышленность спасет Грузию" Зураба Ткемаладзе, требования оставить институт приоритетных законов (так называемых органичных законов) очень актуальны для Грузии. Как объяснил Зураб Ткемаладзе, эти законы не могут быть изменены простым парламентским большинством, так что общество получает некоторые гарантии стабильности в законодательной сфере.

"Все остальные законы, во-первых, подчиняются именно органичным, а во-вторых, могут быть легко изменены в ходе одной сессии или даже одного заседания, если на нем успеют провести все три чтения", - подчеркнул Ткемаладзе. Он также обратил внимание на то, что Конституция не регламентирует четкого территориально-административного устройства Грузии и не оговаривает статуса регионов.

Председатель Государственной конституционной комиссии Автандил Деметрашвили ответил, что комиссия специально оставила этот вопрос открытым, так как неурегулированы взаимоотношения между Абхазией и Южной Осетией.

"Мы посчитали некорректным оговаривать статус этих регионов без участия их населения. Поэтому в Конституции закреплена территориальная целостность Грузии, оговорено, что на территории Абхазии государственным языком является абхазский язык, но дальше этого мы не стали что-либо менять", - сказал Деметрашвили корреспонденту "Кавказского узла".

Оппозиция настаивает на том, чтобы региональное самоуправление в Грузии было реформировано.
 
"В Конституции появилась новая глава о самоуправлении, но, к сожалению, эта глава не решает те проблемы, которые стоят перед Грузией сегодня", - говорит Давид Гамкрелидзе.

Он рассказал, что его партия предложила провести отдельную конференцию с участием политических партий, общественных организаций, международных экспертов. "Чтобы обсудить эту главу и политическую волю правящей партии, чтобы улучшить действующий закон о местном самоуправлению, чтобы усилить права и эффективность работы органов местного самоуправления в Грузии", - пояснил Давид Гамкрелидзе.

Лидер партии "Свободные демократы" Ираклий Аласания не верит в то, что мнения и замечания оппозиции будут учтены при внесении поправок в основной закон страны. "Тем не менее я хочу зафиксировать свою позицию", - заявил Аласания в эфире телекомпании "Маэстро".

По утверждению Теи Чулукиани, представителя партии Аласании, свободные демократы в корне не согласны с основными положениями конституции, оговаривающими распределение власти. "Это и не парламентская, и не президентская модель. Это непонятный проект, и это отметила также Венецианская комиссия. Наша партия выступает за смешанную президентскую модель", - подчеркнула Тея Чулукиани в эфире радио "Тависуплеба".

В то же время, на взгляд представителя партии "Промышленность спасет Грузию" Зураба Ткемаладзе, Конституция на самом деле усиливает власть президента и премьер-министра в ущерб влиянию парламента. "Поэтому мы и вносим предложения, чтобы увеличить полномочия законодательной власти", - резюмировал он на брифинге перед Конституционной комиссией Зураб Ткемаладзе.

Давид Гамкрелидзе также соглашается, что полномочия президента и премьер-министра чересчур раздуты. "Все мы знаем что, Саакашвили готовится занять пост премьера. Но кто бы ни стал премьером, мы не думаем, что это не тот баланс, который нужен Грузии, государству и демократии. Кто бы ни занял место премьер-министра – Саакашвили, Гамкрелидзе или любой другой политик – не имеет значения, для всех этот институт должен быть сбалансирован с помощью парламента. Поэтому мы предложили говорить не о персоналиях, а о принципах", - заключил он.  

Однако, добавил Гамкрелидзе, именно вопрос о перераспределении власти является наиболее болезненным и вряд ли здесь можно достичь компромисса с властями.

"К сожалению, мы не получаем тот политический баланс, который и был основной работой, основной целью этих изменений, потому что вместо суперпрезидента мы получаем суперпремьера. А это не меняет ситуацию: сегодня вся власть сконцентрирована в руках президента. А завтра она будет сконцентрирована в руках премьера. И опять мы будем говорить о том, как забрать часть полномочий у премьера", - полагает Гамкрелидзе.

Хмаладзе: поправки к Конституции увеличивают власть президента

Ранее председатель альтернативной конституционной комиссии, республиканец Давид Хмаладзе выразил мнение, что предлагаемый проект конституции не столько увеличивает власть премьер-министра, сколько власть президента. В частности, Хмаладзе критикует систему назначения правительства: согласно проекту, премьер-министр представляет парламенту весь кабинет министров в полном составе, а парламент уже может принять или не принять руководителей министерств.

При этом президент, а не премьер-министр, будет обладать правом роспуска парламента. Также президент имеет право распустить парламент в случае недоверия действующему правительству, излагает суть нововведений Хмаладзе.

"Тут совершенно уникальная форма отставки правительства: двумя пятыми парламента, то есть 40 процентами, парламент может выразить недоверие правительству, - продолжает он. - Но за этим может ничего и не последовать. Однако, если через некоторое время парламент, уже большинством голосов, объявит вновь недоверие правительству и вместе с тем назовет кандидатуру нового премьер-министра, что похоже на конструктивный вотум недоверия, то в этом случае президент опять получает право либо отправить в отставку правительство, либо распустить парламент. И снова парламент оказывается перед дилеммой - быть принципиальным и выразить недоверие и тем самым поставить под вопрос собственный роспуск, либо не быть принципиальным и не объявлять недоверие правительству".

Кроме того, обращает внимание Вахтанг Хмаладзе, не достигнута основная цель реформы – превратить президента из главы государства в арбитра между законодательной и исполнительной ветвями власти. В частности, речь идет о праве президента созывать заседание правительства и председательствовать на нем.

"Правительство на этом заседании должно принимать решение согласно своему регламенту, однако нигде не оговаривается, в каких именно случаях президент имеет право созвать правительство на совещание, так что он может прибегать к этой возможности чуть ли не каждый день", - указывает республиканец.

Согласно его точке зрения, этим президент никак не дистанцируется от исполнительной власти, хотя вся ответственность окажется возложенной на правительство, а не на президента. "Если правительство не будет следовать пожеланиям президента, то это приведет к напряжению ситуации и возникновению политической напряженности, которая может перерасти и в правительственный кризис. И вместе с этим это может ударить по позиции или президента, или правительства, в зависимости от того, кто из них будет более приемлем для общества", - убежден Хмаладзе.

Такое противостояние, предполагает республиканец, в результате может вызвать падение авторитета этих двух весьма важных институтов. "При этом как бы теряется политическая функция президента как арбитра: поскольку у него будет возможность оказывать политическое давление на правительство, то он перестает быть арбитром по определению", - приходит к выводу Хмаладзе.

Тем не менее, как утверждает лидер промышленников Зураб Ткемаладзе, роль президента и премьера несоизмеримо больше роли парламента.

Цискаришвили: сама власть еще недостаточно продумала, какую Конституцию следует принять

По мнению политолога Сосо Цискаришвили, сама власть еще недостаточно продумала, какую конституцию следует принять: "Долгое время проект Конституции представляли общественности как Конституцию усиленного парламента и премьера, но в августе Михаил Саакашвили, выступая перед телекамерами, заявил, что ему нужен сильный президент. И с тех пор наблюдаются попытки представить этот проект, как конституцию сильного президента".

В целом, прогнозирует политолог, оппозиция сможет добиться решения лишь нескольких второстепенных вопросов, но по основным положениям новой Конституции правящая партия на уступки не пойдет.

Тем временем Давид Гамкрелидзе выразил надежду, что представители партии власти в ходе совещания с комиссией восприняли некоторые предложения от оппозиции: "Мы надеемся, что останется положение о приоритете некоторых законов над другими. Они называются органичными законами, и для нас очень важно защитить их от возможности простого парламентского большинства менять эти законы чересчур часто. Например, мы хотим защитить от частых поправок законы о выборах, о народном защитнике, о политических партиях, Налоговый кодекс... И, судя по всему, представители большинства действительно хотят оставить институт органичных законов".

И действительно, институт органичных исследований, скорее всего, в конституции Грузии останется. Даже представитель парламентского большинства заявляют об этом. "Я сам выступал против того, чтобы одни законы превалировали над другими, но, судя по всему, большинство в парламенте не намерено отменять органичные законы", - констатировал в кулуарной беседе председатель парламентского комитета по делам евроинтеграции, представитель партии "Единое национальное движение" Давид Дарчиашвили.

Бакрадзе: представители оппозиции выступают порой с противоположных позиций

Несмотря на критику нового проекта Конституции, представители оппозиции выступают порой с противоположных позиций. Об этом говорит спикер парламента Давид Бакрадзе.

"Предложения с их стороны поступают различные. По нескольким вопросам у них были схожие позиции и точки зрения. Но были и такие темы, по которым их взгляды кардинально отличаются. Например, во время встречи с Аласанией стало ясно, что он выступает за более сильный президентский институт. На сегодняшних же встречах часть оппозиции говорила о необходимости достичь большего парламентаризма - сколько партий, столько и взглядов. И задача конституционной комиссии заключается в том, чтобы выслушать все эти мнения и найти оптимальный вариант", - приводит слова Бакрадзе "Эхо Кавказа".

Лидеры оппозиции также согласны с тем, что у них большой разброс мнений. "Есть вопросы, где наши взгляды расходятся с какими-то партиями, с какими-то совпадают. Но поэтому и существует так много партий, что в обществе много различных мнений. Однако по некоторым вопросам наши позиции совпадают. Например, мы работаем активно и пытаемся координировать наши действия по вопросу Избирательного кодекса", - подчеркивает Давид Гамкрелидзе.

Он считает, что по этому вопросу основные оппозиционные силы смогут найти общий язык, чтобы потом представить единый пакет предложений правящей партии и правительству и вместе с ними достичь улучшения Избирательного кодекса.

Лидер партии "Промышленность спасет Грузию" Зураб Ткемаладзе также отмечает, что именно из-за разности мнений в Грузии такое большое количество политических партий. Более того, он затруднился ответить на вопрос, есть ли у оппозиции общие замечания к Конституции.

"У нас есть общие подходы к Избирательному кодексу, и я думаю, основные партии смогут договориться по этому поводу. Но относительно Конституции – не знаю, я не читал те поправки, которые готовили другие партии", - сказал Ткемаладзе.  

Особый взгляд на контакты членов госкомиссии с оппозиционерами имеет Сосо Цискаришвили. "Встречи между оппозицией и государственной конституционной комиссией, конечно, интересны сами по себе, но я думаю, что это больше повод для оппозиционных партий достичь каких-то тактических результатов и наладить контакты с "Единым национальным движением", нежели добиться стратегических результатов", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Сосо Цискаришвили на просьбу прокомментировать встречи, которые проходят в рамках обсуждения новой Конституции.

Как сообщал "Кавказский узел", новый проект Конституции Грузии был принят большинством голосов членов Государственной конституционной комиссии 19 июля. 7 сентября проект поступил в парламент Грузии. Предположительно, поправки в основной закон будут приняты в конце октября или начале ноября. Для утверждения документа необходимо две трети голосов депутатов.

Ранее десять оппозиционных партий Грузии сделали совместное заявление, в котором потребовали от парламента не принимать новую версию Конституции страны. По мнению представителей оппозиции, таким образом Михаил Саакашвили готовит себе место главы правительства, так как баллотироваться на третий срок он уже не может. 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"