Хмаладзе: поправки к Конституции Грузии позволят премьеру контролировать все уровни власти
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В начале сентября в парламенте Грузии возобновится процедура рассмотрения конституционных поправок, которые передают высочайшие полномочия от президента к премьер-министру страны. Эксперты-конституционалисты и правозащитники критикуют эти поправки, однако инициаторы их принятия считают приводимые доводы безосновательными.
Пока государственная конституционная комиссия обсуждает пункты изменений в различных государственных ведомствах. Эксперты-конституционалисты и правозащитники считают, что эти поправки принимаются с одной лишь целью - создать условия для неограниченного правления премьер-министра, пост которого, по их мнению, хочет занять Михаил Саакашвили после окончания своего президентского срока.
Конституционалист и один из основных авторов старой Конституции Грузии, принятой в 1995 году, Вахтанг Хмаладзе в интервью корреспонденту "Кавказского узла" выделил несколько основных пунктов рассматриваемых поправок.
Новые поправки делают парламент целиком зависимым от воли премьера
В частности, Хмаладзе подверг критике пункт, согласно которому, упраздняется термин "органический закон". Этот термин применяется в нынешней конституции к особым государственным законам, которые требуют в парламенте наибольшего количества голосов (2/3 или 3/5 от спискового состава парламента).
"Органический закон" представляет собой механизм сотрудничества власти и парламентской оппозиции, когда для принятия какого-нибудь особого закона создается консенсус между властью и оппозицией. После внесения поправки такого высокого вотума доверия не будет требовать ни один закон, и 51-м голосом (одна треть членов парламента плюс один голос) большинство сможет принимать любые законы, в том числе изменение конституции, вплоть до изменения статуса государства – к примеру, вступления в возможные конфедеративные отношения с Азербайджаном", - говорит Хмаладзе.
По его словам, с принятием такой поправки, присутствие оппозиции в парламенте теряет всякий смысл.
Хмаладзе также обратил внимание на поправку о полномочиях губернаторов в регионах. В действующей конституции губернаторы имеют надзирательную функцию, четко описанную в "органическом законе" о местном самоуправлении, и являются представителями президента в регионах. Согласно новым поправкам, губернаторов назначает только премьер-министр", - рассказывает эксперт.
Он отмечает, что в новых поправках, из-за того, что четко не определены полномочия и уже не существует понятие "органического закона", парламент простым большинством может принять постановление о безграничном увеличении полномочий губернаторов на местах.
"Если парламент не утвердит законопроект, который представит премьер, последний вправе будет потребовать роспуска парламента. У законодателей будет два выхода - или дать согласие на фактическое единоличное правление в регионах губернаторов, или уйти в отставку", - говорит Хмаладзе. На его взгляд, эта поправка прямо показывает, что самоуправление станет просто фикцией, и в руки премьера может попасть вся власть государства на всех уровнях власти.
Хмаладзе также выделил 81-ю статью конституции. "Согласно поправкам к этой статье, если парламент объявит вотум недоверия правительству, то президент может растянуть время до 131 дня и не дать возможности роспуска кабинета министров. Если парламент не сможет распустить правительство, то он должен распуститься сам, и будут назначены внеочередные выборы. Если парламент не утвердит списковым большинством кандидатуру премьера, которого может представить президент, то законодательный орган должен выдвинуть свою кандидатуру, но сможет утвердить его только 3/5 голосами всего корпуса парламента", - рассказывает Хмаладзе.
Это, по его мнению, практически невозможно в грузинской реальности. "Если парламент не сможет утвердить премьера, опять-таки он должен распуститься, и будут назначены внеочередные выборы. В обоих случаях у парламента практически остается только два пути - или принять кандидатуры президента и премьера, или самораспуститься. Этот пункт поправок делает парламент целиком зависящим от воли премьера", - подчеркивает эксперт.
Он уточняет, что в целом премьер может растянуть политический кризис на 290 дней (процессуальное время для всех необходимых процедур), и в это время государством будет править временное правительство без парламента, а комплектованием кабинета министров займется премьер.
Премьер становится единоличным правителем, а правительство - советом помощников и простым аппаратом
Член общественной конституционной комиссии, известный адвокат Лия Мухашаврия заявила корреспонденту "Кавказского узла", что согласно новым поправкам к конституции, кабинет министров перестает быть коллегиальным органом. "Выходит, что премьер становится единоличным правителем, а правительство - советом помощников и простым аппаратом", - констатирует Мухашаврия.
Она подчеркивает, что в поправках нигде не написано, что премьер и правительство подотчетно перед парламентом. "Авторы поправок доказывают, что это само собой разумеется, так как премьера утверждает парламент, и в особом выделении постулата не требуется. Но такое разъяснение дает возможность интерпретировать законы по-разному, и премьер в реальности становится неподотчетным ни перед кем", - резюмирует эксперт.
В совокупности, по мнению Мухашаврии, конституция с новыми поправками дает премьеру возможность получения абсолютной власти. "Кроме этого, премьер может потребовать роспуска парламента в связи непринятием любого закона, которое инициирует премьер и правительство", - добавляет собеседница.
Мухашаврия обращает внимание и на дату вхождения в силу этих поправок. "Это день утверждения результатов президентских выборов в 2013 году. То есть день, когда заканчивается срок действия тех неограниченных полномочий, которые имеет на данный момент президент Саакашвили. Это прямо показывает, что поправки делаются исключительно для Саакашвили. Это путь "путинизации", - утверждает Мухашаврия.
Почти все опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" эксперты, занимающиеся конституционными вопросами, и представители оппозиции считают, что поправки к конституции должны утвердить депутаты двух парламентских созывов.
Корреспондент "Кавказского узла" попробовал узнать мнение простых жителей Грузии о рассматриваемых поправках к конституции. Многие из них отказались беседовать, заявив, что либо опасаются высказывать свое мнение, либо просто не знают, о чем идет речь.
Так, таксист из Тбилиси Мамука Рухадзе сказал, что простому народу неинтересен спор политиков о конституции. "Для нас главная забота - прокормить семью. Вы скажите, почему почти каждый день дорожает бензин и продукты питания? Для меня это главное. У власти и так фактически абсолютная власть в руках, и какое значение имеет, какие поправки примут. Власть думает только о себе и богатеет за счет простого люда", - сказал с раздражением Мамука Рухадзе.
Безработный Арчил Имнадзе из Кутаиси отметил, что не боится высказывать свое мнение о власти, так как ему нечего терять - в семье никто не работает на госслужбе, и у него нет бизнеса, чтобы власти надавили на него и напугали. Собеседник говорит, что, не особо разбираясь в законах, понимает, что все делается для того, чтобы Саакашвили остался у власти и "правил как турецкий султан".
"Но у Грузии были и худшие времена, но она всегда выходила из ситуации. Такие власти, как сегодняшние, уходят из истории как прошлогодний снег. Если такая катастрофическая ситуация еще продолжится какое-то время, голодный люд выйдет на улицы, и власти тогда несдобровать", - уверен Имнадзе.
В то же время председатель государственной конституционной комиссии Автандил Деметрашвили подчеркивает, что все поправки одобрила Венецианская комиссия на конференции в Берлине, где собирались конституционалисты Евросоюза. Все обвинения оппозиции и экспертов Деметрашвили называет необоснованными и "высосанными из пальца".
Отметим, что Михаил Саакашвили ранее положительно оценил новый проект Конституции, подготовленный государственной конституционной комиссией Грузии. А по словам секретаря Совета безопасности Грузии Эки Ткешелашвили, в новой редакции основного закона собраны мнения широкого спектра. "Я горжусь тем, что Венецианская комиссия не выразила принципиальных замечаний по новому проекту Конституции и оценила документ в целом положительно", - заявила ранее Ткешелашвили.
Как уже сообщал "Кавказский узел", новый проект Конституции Грузии был принят большинством голосов членов Государственной конституционной комиссии 19 июля. Теперь проект конституционных изменений направится на рассмотрение президенту. В конечном итоге Конституцию должен утвердить парламент Грузии.
Ранее десять оппозиционных партий Грузии сделали совместное заявление, в котором потребовали от парламента не принимать новую версию Конституции страны.