В Абхазии проходят праздничные мероприятия, посвященные признанию республики РФ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Абхазии сегодня отмечают вторую годовщину признания Россией независимости республики. Во всех городах и районах проходят праздничные мероприятия: концерты, массовые гулянья. На фоне этой даты эксперты ищут пути дальнейшего развития республики.
В мероприятиях примет участие и вице-губернатор Краснодарского края Мурат Ахиджак, который сегодня встретится в Сухуме с президентом Сергеем Багапшем.
Основные праздничные действия пройдут вечером в столице республики.
В 19.00 мск. на площади Свободы состоится праздничный концерт с участием творческих коллективов Абхазии и Государственного концертного ансамбля танца и песни "Казачья вольница" Краснодарской краевой филармонии.
В 21 .00 мск. у колоннады на Набережной махаджиров пройдет концерт с участием краснодарских шоу-групп "Югра", "Музыкальный квартал", местных рок-групп "Ащхардац" и "DJ Rufat".
Кульминацией праздника станет праздничный фейерверк в 23.00 мск.
Багапш: признание независимости Абхазии и Южной Осетии предотвратило геноцид этих народов
По мнению президента Сергея Багапша, к признанию независимости со стороны Российской Федерации народ Абхазии шел на протяжении всей своей послевоенной истории.
Багапш подчеркнул, что после грузино-абхазской войны 1992-1993 годов руководство "республики пыталось искать пути построения цивилизованного мира с Грузией, соглашалось на предложения международных посредников, участвовало в переговорах по построению мер доверия, предлагало свои пути выхода из кризисных ситуаций, но с вводом войск в верхнюю часть Кодорского ущелья в июле 2006 г. этому процессу был положен конец".
По словам Багапша, "Абхазия брала на себя ответственность" и "выполняла обязательства по всем достигнутым договоренностям", но "август 2008 года показал, что Грузия приемлет только силовые варианты решения проблем с Абхазией и Южной Осетией".
Президент Абхазии отметил, что в результате действий РФ "высвобождаются ресурсы Абхазии для мирного, созидательного развития и строительства государства". Юридическое признание независимости Абхазии, на взгляд Багапша, создает большие возможности для формирования легитимных и чрезвычайно важных для регионального развития отношений между российскими и абхазскими субъектами экономической деятельности. "Это и создание международных транспортных коридоров, которые усилят роль России как ведущего инвестора и торгово-экономического партнера Абхазии", - уточнил Багапш.
Президент Абхазии уверен, что "имеются предпосылки для справедливого и окончательного решения проблем между Грузией и Абхазией на основе международно-правовых норм о праве народов распоряжаться своей судьбой".
Большое значение, добавил Багапш, "имеет признание Абхазии странами Латинской Америки. Недавний визит в Никарагуа и Венесуэлу и встречи с высшим руководством этих стран послужили упрочению и развитию этих связей". Президент считает, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии РФ "предотвратило геноцид этих народов", чего абхазы и осетины "никогда не забудут".
Вячеслав Чирикба: Абхазия может строить долгосрочные планы, жить полноценной мирной созидательной жизнью"
По словам лингвиста Вячеслава Чирикбы, Абхазия на пути признания независимости РФ прошла долгий путь, хотя и произошедший на "памяти ныне живущих поколений". "Сейчас, спустя 17 лет после окончания войны, Абхазия является государством, признанным четырьмя странами-членами ООН", и "может строить долгосрочные планы, осуществлять необходимые реформы и преобразования, развивать культуру, науку и образование, принимать полноценное участие в больших экономических проектах, жить полноценной мирной созидательной жизнью", - резюмировал Чирикба.
Лингвист отметил, что деятельность основателя современного Абхазского государства Владислава Ардзинбы "повысила международную значимость Абхазии", превратив Абхазию "в самостоятельный субъект региональной политики", "в важный элемент системы региональных взаимоотношений и региональной безопасности".
На нынешнем этапе истории Абхазии, по его мнению, "ключевое значение для достижения признания имел фактор наличия демократического по характеру, высокопрофессионального и прагматичного абхазского руководства", в том числе непосредственно президента Абхазии Сергея Багапша.
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, убежден Чирикба, заложил прочный фундамент взаимовыгодных и долговременных взаимоотношений Абхазии и России. Соглашение о российских военных базах является надежным основанием для военного сотрудничества двух стран.
Джордж Хьюитт: Абхазии необходимо создание положительного имиджа
Профессор Лондонского университета, почетный консул Абхазии Джордж Хьюитт полагает, что для создания положительного имиджа Абхазии немаловажное значение имеет то, какое впечатление о стране останется у людей после ее посещения.
По его словам, "формирование благоприятного имиджа Абхазии - один из немаловажных моментов в деле достижения широкого международного признания независимости страны". Джордж Хьюитт подчеркнул ответственность правительства страны за решение проблем, с которыми сталкивается сегодня Абхазия.
"Если мы хотим чтобы в Абхазию приезжали люди и получали удовольствие от посещения этой страны, то надо, не откладывая, решать проблемы связанные с пересечением российско-абхазской границы, с пограничным и таможенным контролем", - сказал Хьюитт.
В этой связи Джордж Хьюитт, на основе своих собственных наблюдений и бесед с экспертами, обратил внимание на заметный рост цен в республике в последние годы, плохое состояние дорог, заметное увеличение числа аварий, в которых гибнут молодые люди, сложности с обменом валюты (банки Абхазии не принимают фунты стерлингов или чуть поврежденные купюры долларов и евро), мусор на дорогах.
"Я говорю обо всем этом, потому что считаю, что люди, живущие здесь, должны проявлять большую инициативу, спрашивать с властей, но и сами делать все, что в их силах, чтоб Абхазия стала чище, краше и привлекательней", - отметил профессор.
Ираклий Хинтба: чтобы получить международное признание, Абхазии необходимо работать на различных политических площадках
Политолог Ираклий Хинтба заметил, что после признания независимости у Абхазии появилось больше обязательств и поднялась планка, которой она должна соответствовать. Также не теряет актуальность задача достижения широкого международного признания независимости Абхазии, добавил он.
По словам Хинтбы, "официальный визит президента Абхазии в страны Латинской Америки имел действительно большое значение, так как доказал, что эти признания реальные, а не фиктивные, как это пытаются преподнести наши недоброжелатели".
"Признание - это, в первую очередь, политический акт. Решение Международного суда ООН по Косово стало политическим прецедентом реализации права на самоопределение вплоть до отделения, - говорит политолог. - Сегодня мы официально отказываемся от грузинского направления внешней политики, поэтому у многих наблюдателей складывается ощущение, что абхазская сторона считает этнополитический конфликт с Грузией разрешенным".
Тем не менее очевидно, по мнению эксперта, что "конфликт этот не разрешен, а лишь перешел в иную фазу, которая требует, возможно, иных подходов и инструментов реакции". "Кроме того, есть ощущение, что широкое международное признание Абхазии связано с разрешением конфликта с Грузией. Не секрет, что в информационную эпоху не менее важно не то, каким государство является на самом деле, а то, как оно выглядит в информационном, экспертном, научном, политическом пространствах", - отметил Хинтба.
После признания независимости Абхазии Грузия, утверждает Хинтба, "перешла к новой стадии информационной войны, и формирует ряд концептуальных моментов, которые должны воспрепятствовать признанию Абхазии, и делает она это весьма эффективно".
"Во-первых, речь идет о переформатировании грузино-абхазского конфликта в грузино-российский конфликт. Сегодня такая трактовка присуща 95% научных исследований о грузино-абхазском конфликте, что значительным образом влияет на общественное мнение и политику стран Запада, - уточнил политолог. - Конфликт представляется лишенным этнической основы, т.е. не этнополитическим, а просто политическим, еще и с международным измерением. Это делается для того, чтобы показать, что нет непримиримых противоречий между народами, а есть лишь игра политических элит за сферы влияния. Именно поэтому грузины не признают Абхазию официальной стороной, в том числе на Женевских дискуссиях, и отказываются подписывать соглашение о неприменении силы".
Во-вторых, продолжает Хинтба, "идет массированная информационная атака, направленная на то, чтобы представить Абхазию "оккупированной территорией", доказать, что она лишена самостоятельности в принятии решений, а Российская Федерация осуществляет эффективный контроль над ее территорией".
Таким образом, Грузия пытается добиться лишения Абхазии основ для признания, так как оккупированные территории не отвечают признакам государства как такового, - резюмировал Хинтба.
Многовекторность, которая, на взгляд Ираклия Хинтбы, незаслуженно критиковалась, - единственная возможность реально осуществлять внешнюю политику и добиваться признания. "Конечно, можно убедительно говорить, что Абхазия не в состоянии проводить такую политику, не будучи признанной другими странами. Но это не означает, что поведение такой политики невозможно в принципе, - пояснил он. - Современная мировая политика все больше напоминает слоеный пирог, разноуровневое сетевое взаимодействие, когда есть возможность выходить на иные центры силы, а не только на официальные правительства".
В конце концов, по убеждению политолога, есть неофициальный диалог, есть влияние на экспертное мнение, есть дипломатия второго уровня, есть контакты с международными организациями. "Дело в том, что сотрудничество Абхазии и России никуда не денется, но чтобы получить международное признание необходимо работать на различных политических площадках".
Олег Дамениа: признание Россией независимости Абхазии создает и новые вызовы
Руководитель Центра стратегических исследований при президенте Абхазии Олег Дамениа считает, что "признание Россией независимости Абхазии гарантирует безопасность республики, но это создает и новые вызовы". "Долгое время находясь под "дамокловым мечом" угрозы возобновления войны мы не могли решать многие социально-экономические проблемы. Сейчас ситуация изменилась. Нам надо переходить от политики латания дыр к продуманной социально-экономической политике", - уверен Дамениа.
Нателла Акаба: Широкое признание придет рано или поздно
"Признавая то или иное государство, многие страны действует по ситуации, исходя из своих политических и экономических интересов. Нам не следует абсолютизировать вопрос признания Абхазии. Широкое признание придет рано или поздно, а нам следует, не дожидаясь его, жить, строить и укреплять свое государство", - излагает свою позицию секретарь Общественной палаты Абхазии Нателла Акаба.
По ее мнению, "Абхазия не может возлагать на плечи России все заботы о продвижении интересов и имиджа республики". "Огромные возможности дает Интернет. Нам необходимы материалы на английском языке, контрпропаганда, нужно использовать любую трибуну, чтобы доносить информацию об Абхазии до мировой общественности", - убеждена Нателла Акаба.
"Работа над ошибками, укрепление правопорядка, борьба с коррупцией", все это, по ее словам, "способы улучшения шансов на широкое признание Абхазии в качестве независимого государства". "Туризм, являющийся одним из важных источников доходов Абхазии, также связан с имиджем. Плохое обслуживание, невнимание к отдыхающим могут сослужить плохую службу в формировании позитивного имиджа нашей страны", - обращает внимание Акаба.
Лиана Кварчелия: Абхазии нужно выработать собственную стратегию взаимодействия с Евросоюзом
"Признание со стороны России - это важный этап в развитии государственности Абхазии. Оно обеспечивает гарантии безопасности, открывает новые экономические возможности. Признание - это начало процесса восстановления исторической справедливости", - утверждает сотрудник Центра гуманитарных программ Лиана Кварчелия.
Эксперт, призывает "не сокрушаться по поводу двойных стандартов", а "добиваться если не признания на данном этапе, то изменения отношения к Абхазии". "Нам нужно выработать собственную стратегию взаимодействия с Евросоюзом и различными международными организациями", - поясняет Кварчелия и добавляет, что "надо приветствовать региональный формат как компромиссный вариант для присутствия здесь международных организаций".
"Международная легитимация Абхазии происходит не только через признание ее независимости, но и через признание состоятельности Абхазии как демократического государства, где царит правопорядок и верховенство закона", - подчеркивает Кварчелия.
Она констатирует, что "в абхазском обществе не хватает серьезного диалога между различными политическими силами": "Власти, может, и выгодна маргинализация оппозиции. Но, складывается впечатление, что и самой оппозиции ввиду отсутствия серьезных аргументов по ряду вопросов не выгоден диалог, чтобы потом сказать, что она не знала чего-то, не имела отношения к принятым решениям. Но есть вопросы стратегического характера, решение по которым должно приниматься консенсусом, при участии всех политических сил".
Арда Инал-ипа: Абхазии необходимы эффективные средства в информационной войне с Грузией
"Ситуация, когда такое большое и сильное государство, как Россия, признает такое маленькое, как Абхазия, - непростая. Совершенно естественно возникает вопрос: "А может ли быть в таком случае у Абхазии вообще самостоятельная внешняя политика?". Прошедшие два года показали, что должна быть и может. Конечно, с учетом интересов своего главного партнера и гаранта безопасности. При этом мы должны выстраивать и свои приоритеты, искать новых экономических партнеров, сформулировать собственную стратегию отношений с существующими и потенциальными партнерами", - делится своей точкой зрения Арда Инал-апа.
"Во взаимоотношениях между Абхазией и Россией было непросто выбрать правильный тон. Дипломатические переговоры между нашими странами показали, сколь уважительно разговаривают с нами в России. Не всегда то же самое можно сказать об абхазской стороне, я имею ввиду различные общественные дискуссии. Нас порой забрасывает из стороны в сторону: то мы заплываем за красную линию, за которой уже не существует самостоятельного государства, а то недостаточно учитываем, что сделала Россия, сложности, с которыми ей пришлось столкнуться, принимая решение о признании независимости Абхазии", - говорит Инал-ипа.
"Учитывая то, как успешно Грузия пытается сформировать и растиражировать образ Абхазии, как марионеточного государства, нам необходимы свои эффективные средства в этой информационной войне, - продолжает эксперт.
В числе приоритетных направлений развития внешней политики Абхазии Инал-ипа назвала работу в странах, где проживает многочисленная абхазская диаспора. "Нужна продуманная и выверенная политика, нацеленная на развитие и укрепление отношений с такими странами", - заключает она.
Напомним, 8 августа 2008 года начались боевые действия между Грузией и Южной Осетией. В конфликт вскоре вмешалась Россия. Война длилась пять дней, а 12 августа президент РФ Дмитрий Медведев принял решение "о завершении операции по принуждению Грузии к миру", выдвинув условия окончательного урегулирования конфликта в Южной Осетии. После августовского конфликта 2008 года президент РФ подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Примеру России затем последовали Никарагуа (сентябрь 2008 г.), Венесуэла (сентябрь 2009 г.) и Науру (декабрь 2009 г.).
Президент Грузии Михаил Саакашвили охарактеризовал решение руководства России о признании Абхазии и Южной Осетии как "беззаконие", и Грузия разорвала с Россией дипломатические отношения. Грузия по-прежнему считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями.