Раскол в "Имарате Кавказ" говорит о падении авторитета Умарова, считают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заявление ряда полевых командиров о выходе из подчинения Докку Умарову говорит о серьезных противоречиях, возникших в рядах вооруженного подполья, и серьезном снижении авторитета амира Кавказа, как именует себя Умаров, считает ряд местных экспертов.
"По всей видимости, "бунт" среди полевых командиров во главе с Вадаловым (Асламбек Вадалов, которого Умаров недавно объявил своим преемником на посту амира Кавказа, прим. корреспондента "Кавказского узла") вызвала непоследовательность действий Докку Умарова, на которого, похоже, оказали давление лидеры боевиков Дагестана, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Возможно, последних не устраивает фигура Вадалова или его "правой руки" араба Моханнада, вероятнее всего, обеспечивающего поступление финансовых средств для вооруженного подполья", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" на условиях анонимности один из экспертов.
По мнению собеседника, налицо явный раскол среди высшего командования вооруженного подполья. "Это свидетельствует о сдаче Умаровым своих позиций, и утрате к нему доверия и уважения среди части полевых командиров. В принципе, это может привести к тому, что боевики откажутся от идеи вести вооруженное сопротивление под исламскими лозунгами и вновь заявят о национально-освободительном характере своей борьбы. Такой шаг, с одной стороны, может привлечь в их ряды национал-патриотично настроенную часть молодежи, а с другой - лишить финансовой поддержки со стороны спонсоров "всемирного джихада", - полагает один из экспертов.
По мнению другого наблюдателя, не пожелавшего озвучивать своего имени, "выход из-под контроля Докку Умарова влиятельных полевых командиров чреват для последнего тем, что он фактически станет "генералом без армии", поскольку о своем отказе подчиняться Умарову заявили такие авторитетные полевые командиры, как Хусейн Гакаев, Тархан Газиев, тот же Асламбек Вадалов и Моханнад".
"Следует учитывать, что все эти годы основным сегментом "Имарата Кавказ" была Чечня. Если Чечня откалывается от "Имарата", то это означает развал всей этой, пусть и в значительной степени виртуальной, системы, созданной боевиками в 2007 году, - поясняет собеседник. - Хотя, то, что "взбунтовавшиеся" командиры во главе с Вадаловым и Моханнадом и говорят, что они остаются в "Имарате", а выходят исключительно из подчинения Умарову, указывает, что они недовольны только своим лидером. Возможно, Вадалова и прочих не устраивает чрезвычайная осторожность, проявляемая в последние годы Умаровым, а также отсутствие у него каких-то планов и намерений относительно дальнейших действий".
"Чеченская составляющая кавказского Имарата несла основную нагрузку все предыдущие годы, хотя в последнее время активность боевиков значительно выросла в Дагестане и Ингушетии, и, может быть, именно это не устраивает чеченских командиров, вынужденных отсиживаться в горах, время от времени ограничиваясь незначительными диверсионно-террористическими акциями. Понятно, что средства со стороны "спонсоров" поступают к тем, кто активен и проявляет себя, а не туда, где ничего существенного происходит. Чеченские полевые командиры, вероятно, почувствовали себя ущемленными, и если они реально отпочкуются от созданного Умаровым "государства", то тот рискует остаться генералом без армии", - полагает наблюдатель.
"Не исключено, что выступление против Умарова спровоцировал именно араб Моханнад, который при "амире Вадалове" мог бы оказывать больше влияния на общую ситуацию. Возможно, он хочет быть тем же, кем были Хаттаб или Абу-аль-Валид при Басаеве и Масхадове. Именно через них шло финансирование боевиков, а значит, давало какие-то рычаги управления происходившими процессами. Я не исключаю также, что после того, как Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, чеченские полевые командиры поняли, какие возможности апеллировать к международному праву и мировой общественности они утратили после упразднения Умаровым Ичкерии, и объявлении исламского "Имарата Кавказ". Пока рано делать какие-то выводы относительно того, к каким конкретно результатам приведет раскол в среде кавказских боевиков, но уже можно говорить о существенном подрыве имиджа лидеров вооруженного подполья", - заключает собеседник корреспондента "Кавказского узла".
Напомним, в начале августа этого года лидер боевиков Северного Кавказа Докку Умаров неожиданно объявил о сложении с себя полномочий и назначении амиром Кавказа полевого командира Асламбека Вадалова. Свое решение Умаров объяснил плохим состоянием здоровья и желанием передать власть более энергичному и молодому лидеру. Однако, спустя всего два дня, Умаров неожиданно отменил это решение, объявив, что его заявление "было сфабриковано", и что не имеет права уходить с поста амира в такое тяжелое время. Теперь объявленный Умаровым "преемник", вместе с группой авторитетных полевых командиров заявил о своем неподчинении Докку Умарову.
Следует отметить, что в 2007 году, после объявления Умаровым о создании "Имарата Кавказ", в рядах чеченского вооруженного сопротивления уже произошел серьезный раскол. Некоторые деятели непризнанной Ичкерии, в частности Ахмед Закаев и депутаты бывшего парламента ЧРИ посчитали действия Докку Умарова предательством национальных интересов и создали правительство в изгнании.