Финский суд решил не выдавать Литве чеченских беженцев Гатаевых

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

17 марта суд в Хельсинки принял решение не выдавать чеченских беженцев Гатевых властям Литвы, отправив на новое рассмотрение их заявление о предоставлении убежища, сообщила Оксана Челышева, правозащитник и журналист, одна из руководителей финской организации Общество российско-чеченской дружбы.

"17 марта, в среду, административный суд Хельсинки принял следующее решение: отказать в исполнении решения миграционных властей и передать заявление Гатаевых об убежище на новое рассмотрение. Поэтому в настоящее время супружеская пара Гатаевых остается в Финляндии", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Оксана Челышева.

16 марта супругам Хадижат и Малику Гатаевым было отказано в предоставлении политического убежища в Финляндии. Как сообщает "Росбалт-Кавказ", иммиграционное ведомство Финляндии вынесло по ходатайствам супругов отрицательное решение, после чего им грозила высылка в Литву. Гатаевы приняли решение обжаловать решение этого ведомства в административном суде Хельсинки.

В Вильнюсе 16 марта состоялось заседание Верховного суда Литвы по поводу обжалования приговора в отношении супружеской пары из Чечни. Судебное решение было отложено на неделю. По предварительной информации, в Литве оглашение решения по кассационной жалоба Гатаевых на решение суда об их аресте должно состояться 23 марта в 13 часов. 

Комментариев по данному делу с литовской стороны корреспонденту "Кавказского узла" получить не удалось. В посольстве Литвы в России корреспонденту предоставили номер телефона пресс-службы Департамента госбезопасности Литовской республики, порекомендовав обращаться к ним. Однако по полученному номеру на телефонные звонки никто не отвечал.

На звонки с российским телефонным кодом исходящего номера на номера мобильных телефонов стороны обвинения Гатаевых - офицера Департамента госбезопасности Литвы Донатаса Шусгиса и работника прокуратуры, представителя стороны обвинения Намите Ошкутите также никто не отвечал.

"К прокурору Намитэ Ошкутите мы обращались неоднократно, но она, во-первых, отказывается разговаривать по-русски, и по-английски, а когда к ней пришли с переводчиком для перевода с русского на литовский она сбежала из своего кабинета. Это происходило не один раз. Если хотите обратиться к прокурору Ошкутите за комментариями, необходимо сразу найти человека, который говорит по-литовски для того, чтобы услышать ее ответ, что комментариев нет", - рассказала Оксана Челышева.

"В официальных письмах на просьбы вернуть, на что есть соответствующее решение суда, вещи, конфискованные у Гатаевых, прокурор сначала пишет, что не может их вернуть, потому что она не знает, где Гатаевы находятся, и живы ли они вообще. А когда было достоверно установлено, что оба живы и находятся в Финляндии, она (прокурор) снова отказывается исполнить решение каунасского городского суда о возврате конфискованных вещей, ссылаясь на то, что они, Гатаевы,  якобы скрывались", - рассказала Челышева.

По ее мнению, та степень общественной поддержки, которую Гатаевы имеют не только в Финляндии, но и в Литве, является сейчас тем фактором, который тормозит принятие некоего решения Верховным судом Литвы.

Челышева также рассказала, что недавно встречалась с председателем комитета литовского сейма по национальной безопасности, и по ее мнению, "отсутствие решения суда Литвы 16 марта вызвано тем, что это решение, является на самом деле абсолютно политическим, и принимается на очень высоком уровне".

По словам правозащитницы, позиция финской стороны не меняется, сейчас муниципальный суд города Хельсинки признал приоритетным прошение о статусе беженцев о предоставлении убежища, по отношению к европейскому ордеру на арест, выданный Литвой.

Факты, которые ранее были предоставлены суду, свидетельствуют о том, что Гатаевы изначально подвергались преследованиям со стороны полиции безопасности Литвы, что прошедший над ними суд не был прозрачным, что свидетели подвергались активному давлению и воздействию со стороны прокуратуры и полиции госбезопасности, отметила Челышева.
 
Но в данный момент, по ее словам, ситуация осложняется, потому что и Хадижат, и Малик Гатаевы находятся в плохом состоянии. "Сейчас на защиту Гатаевых встали их врачи, под наблюдение которых они находятся в тюрьме" - рассказывает правозащитница.

Также по ее словам, на пресс-конференции в Хельсинки, посвященной ситуации с Гатаевыми, было представлено обращение Хадижат Гатаевой, которое она написала в финской тюрьме. В обращении женщина пишет, что любит своих детей, "никогда не поступила с ними неправильно", и рада, что они выступили в ее защиту. Она также не понимает причин происходящего и просит литовскую и финскую стороны "выяснить правду".

Супруги Гатаевы в 1997 году учредили в Грозном некоммерческую организацию "Родная семья", она занималась чеченскими детьми, потерявшими родителей. Переехав в Литву, Гатаевы привезли сюда не только собственных детей, но и около десяти приемных детей-сирот.  В Литве Гатаевы были приговорены к лишению свободы, в том числе из-за жестокого обращения с детьми. Сами супруги считают, что получили сроки по сфабрикованным обвинениям.

С прошлой осени Гатаевы находятся в Финляндии, где подали заявление о предоставлении им политического убежища. В то же время Литва объявила Гатаевых в международный розыск и требует их экстрадиции.

В начале января они были задержаны в Финляндии на основании европейского ордера на арест. Суд постановил, что супруги не будут возвращены в Литву, поскольку их ходатайство о предоставлении убежища находится в стадии рассмотрения. 22 января приемная дочь Гатаевых заявила на пресс-конференции в Хельсинки, что она выступила против своих приемных родителей из-за давления со стороны литовских спецслужб.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"