Верховный суд Литвы перенес оглашение вердикта по делу беженцев из Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Вильнюсе сегодня состоялось заседание Верховного суда Литвы по поводу обжалования приговора в отношении супружеской пары из Чечни Хадижат и Малика Гатаевых, выдачи которых от Финляндии, где находятся в настоящее время Гатаевы, требует Литва.
Как сообщила Оксана Челышева, правозащитник и журналист, одна из руководителей финской организации Общество российско-чеченской дружбы, оглашение вердикта было отложено.
"Сегодняшний суд длился три минуты. Судья заявила, что в связи со сложностью дела оглашение решения по кассации Гатаевых перенесено на неделю", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Оксана Челышева. По ее словам, на вопрос защиты, будет ли решение через неделю, судья ответила, что не уверена в этом.
"Гатаевы были арестованы в Каунасе 14 октября 2008 года полицией госбезопасности. Первоначальные обвинения были очень тяжелыми – торговля людьми, угроза убийством, но в результате следствия прокуратура и полиция безопасности не смогла предъявить вообще никаких доказательств ни по одному из предъявленных Гатаевым обвинений. И в июне 2009 года они были приговорены к 8 месяцам тюремного заключения за так называемый "семейный деспотизм", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Оксана Челышева.
Гатаевы должны были быть освобождены 14 августа, когда заканчивался срок их приговора. Но прокурор попросил суд продлить содержание их под стражей еще на 3 месяца.
"Без каких-либо оснований, что было абсолютно незаконно. Однако суд эту просьбу удовлетворил. В сентябре это решение было признано незаконным судом высшей инстанции в Вильнюсе, и Гатаевы были освобождены", - рассказывает правозащитница.
По ее словам, Гатаевыми были обжалованы и приговор о 8 месяцах тюремного заключения, и последующее продление срока содержания под стражей в Верховном суде, который вынесет свое решение сегодня.
Отметим, что 25 января 2010 года муниципальный суд города Хельсинки вынес решение по делу о выдаче супружеской пары Хадижат и Малика Гатаевых Литве на основании европейского ордера на арест. Суд постановил отказать в выдаче.
"По оценкам финских юристов, данное решение стало первым прецедентом такого рода в европейской практике. Две европейские страны, Финляндия и Литва, решают судьбу граждан третьей страны – России, которые вынуждены искать политического убежища из-за преследований как в России, так и в Литве. В Литве Гатаевых ожидает срок в один год и шесть месяцев, из которых они не отсидели семь месяцев и четыре дня", - рассказывает Челышева.
Литва выдала ордер на арест, настаивая на обвинениях Гатаевых в причинении ущерба для здоровья некоторым из их совершеннолетних воспитанников, угрозы убийством и рэкет. Тем не менее Финляндия решила, что просьба о политическом убежище, с которой Гатаевы обратились 7 октября 2009 года, является приоритетной по отношению к ордеру на арест. В Литве Верховный суд рассмотрел дело Гатаевых в конце февраля.
Челышева рассказывает, что обвинение и это громкое дело, которое против Гатаевых развернула полиция безопасности в октябре 2008 года, в результате было построено только на одном эпизоде, когда Гатаевы поссорились со своей 19-летней воспитанницей.
"Причем ссора была, на самом деле, срежиссирована. Уже во время судебного процесса стало ясно, что девушка провоцировала родителей на ссору. Действовала она по указаниям, советам и инструкциям полиции безопасности. Более того, провоцируя родителей на ссору, в одежде она прятала диктофон, который получила в полиции безопасности. Никаких других эпизодов Гатаевым, кроме этой срежиссированной ссоры, так и не смогли инкриминировать", - говорит Челышева.
Она добавляет, что, когда приговор Гатаевых истек, им внезапно инкриминировали "рэкет", который так и не смогли доказать, однако срок содержания под стражей все же был продлен.
"Очень запутанная и очень сложная ситуация. В Каунасе сейчас продолжаются провокации в отношении все большего круга бывших воспитанников Гатаевых, это становится похоже уже на абсолютный беспредел. Последний эпизод – арест двух взрослых бывших воспитанников Гатаевых – Мурата Усаева и Али Ламаева 3 марта этого года", - рассказывает Оксана Челышева.
По ее словам, после освобождения самих Гатаевых "начались провокации и в отношении Гатаевых, и в отношении их взрослых воспитанников, особенно против тех, кто во время судебного процесса свидетельствовал в их защиту".
Действия полиции безопасности Литвы в отношении Гатаевых, по мнению Челышевой, в какой-то мере вызваны местью, потому что Малик Гатаев отказался быть их агентом.
"Попытка его вербовки произошла в октябре, за месяц до того, как начали развиваться эти провокации. Но это как бы "верхний пласт". На самом деле все более серьезно, мы считаем, что в стране есть желание избавиться от чеченских беженцев в принципе", - говорит правозащитница.
Гатаевы и их трое воспитанников - Денис, Магомед и Адам - уехали в Финляндию и попросили там политическое убежище в октябре 2009 года.
По мнению Челышевой, сейчас из Гатаевых "хотят сделать монстров", чтобы поднять общественное мнение против чеченцев.
"Когда в октябре 2008 года началось это дело, основные национальные газеты Литвы Гатаевых именовали средневековыми монстрами, которые терроризировали своих детей", - рассказывает правозащитница.
По ее словам, сейчас литовская газета сообщает, что трое задержанных в начале месяца ребят, включая двух воспитанников Гатаевых, занимались рэкетом, чтобы содержать печально известный детский дом Гатаевых.
Она также рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что совсем недавно в Финляндию приехал ингуш, который до 2004 года жил в Литве. Он рассказал о том, что в течение последних полутора лет ситуация в Литве по отношению к беженцам из Чечни и Ингушетии стала "очень и очень тревожной", и у него конкретно есть факты, что его с ноября 2009 года неоднократно вызывали в полицию безопасности города Каунаса, где он жил, и расспрашивали только о Гатаевых, пытаясь как-то "привязать" его к ним.
"Сейчас собрано огромное количество доказательств невиновности Гатаевых, вплоть до того, что те из бывших воспитанников Гатаевых, которые давали показания против родителей, точнее, поддержали показания основного свидетеля против родителей, дали нотариально заверенные показания о том, какими методами полиция безопасности и прокуратура уговаривала их поддерживать сторону обвинения", - говорит Оксана Челышева.
Получить комментарии в МВД РФ по делу Гатаевых корреспонденту «Кавказского узла» не удалось: по номеру пресс-службы сотрудник, который предпочел не называть свою фамилию, предложил направить в ведомство «составленный по всем законам официальный запрос».
В посольстве Литвы в России корреспонденту «Кавказского узла» предоставили номер телефона пресс-службы Департамента госбезопасности Литовской республики, порекомендовав обращаться к ним. Однако по полученному номеру на телефонные звонки никто не отвечал.
Представители обвинения офицер Департамента госбезопасности Литвы Донатас Шусгис и работник прокуратуры Намите Ошкутите при попытках им позвонить также не отвечали.
Супруги Гатаевы в 1997 году учредили в Грозном некоммерческую организацию "Родная семья", она занималась чеченскими детьми, потерявшими родителей. Переехав в Литву, Гатаевы привезли сюда не только собственных детей, но и около десяти приемных детей-сирот.
На чеченскую пару пожаловались в правоохранительные органы трое проживавших в доме Гатаевых подростков-сирот - девушка и двое юношей. Они заявили, что приемные родители их рэкетируют, а когда дети отказываются платить, то они их избивают и грозят их убить. У одного из сирот они якобы забрали $400, у других - $350 и $400 литов, сообщает "Интерфакс".