Южную Осетию посетили сопредседатели Женевских дискуссий

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сопредседатели Женевских дискуссий во главе с сопредседателем от ЕС Пьером Морелем посетили Южную Осетию. Во время визита представители ЕС, ОБСЕ и ООН провели очередные консультации.

Эти переговоры стороны традиционно проводят перед каждым раундом Женевских дискуссий, однако пока существенных практических результатов они не принесли. Стороны не пришли к соглашению во многих вопросах: до сих пор не разработан проект соглашения о неприменении силы, не решены гуманитарные вопросы и проблема пропавших без вести.

Именно обсуждение документа о неприменении силы должно стать главным вопросом Женевских дискуссий, считает глава МИД Южной Осетии Мурат Джиоев, чье мнение передает «Интерфакс».

Министр отметил, что после войны августа 2008 года единственным международным механизмом, реально способным повлиять на разрядку ситуации в регионе, являются Женевские дискуссии.

"Мы уверены, что в рамках Женевских дискуссий мы можем достичь согласования документа о неприменении силы, что, на наш взгляд, в данный момент является очень важным. Это является ключевым звеном в решении всех остальных вопросов грузино-осетинских отношений", - заявил Джиоев на встрече с сопредседателями Женевских переговоров по безопасности на Кавказе.

Джиоев обратил внимание гостей и на ситуацию, сложившуюся вокруг сюжета телекомпании «Имеди». «Эта провокация поставила на грань наши отношения и безопасность в регионе. Мы считаем, что эта провокация была санкционирована властями Грузии, и обратились к сопредседателям с тем, что эта тема должна быть обсуждена и на Женевских дискуссиях и должна получить соответствующую оценку», - цитирует Мурата Джиоева ИА «Рес».

Министр также отметил, что «пока нет никакого прогресса и в вопросе без вести пропавших и незаконно содержащихся в Грузии граждан РЮО». «Мы высоко оцениваем усилия Верховного Комиссара ЕС по правам человека Томаса Хаммарберга и привлеченных им экспертов и надеемся, что подвижки в этом вопросе будут, и мы продолжим работу», - заключил он.

Джиоева поддержал его заместитель Инал Плиев. Он причину того, что переговоры не продвигаются, видит в том, что представители сторон Женевских дискуссий "не хотят признавать очевидное": в августе была война, пострадали люди, и в первую очередь надо заботиться об их безопасности.

"Совершенно никакого содействия мы не чувствуем в поиске наших пропавших без вести. Хотя все знают, что это не какие-то пропавшие без вести, а их захватила грузинская сторона, официальные правоохранительные органы Грузии. Грузинская сторона не только не сообщает о местонахождении этих молодых людей, то и отрицает сам факт, что они когда-либо к ним в руки попадали. У нас есть на руках видеозапись. Ее содержание не вызывает сомнений в том, что наши ребята допрашивались именно представителями грузинской стороны", - говорит Плиев.

Инал Плиев считает, что грузинское руководство «снова настраивает свой народ» против Южной Осетии, а недавний скандал с репортажем телеканала «Имеди», показавшего кадры возможного военного вторжения России в Грузию и лишь в конце пояснившего, что это был монтаж, Плиев считает признаком того, что Грузия собирается брать реванш.

«Руководство Грузии постепенно готовит свой народ к новой агрессии против Южной Осетии. Это видно из ролика на телеканале «Имеди». Перевооружение, увеличение численности грузинской армии, закупка новых видов вооружения. Кстати, сейчас они, наряду с наступательными вооружениями, закупают и оборонительные вооружения. А в 2008 году оборонительных вооружений у них практически не было», - цитирует Плиева «Эхо Кавказа».

Политолог напоминает, что руководство Южной Осетии еще до войны сообщало о закупках Грузией наступательного оружия. «Но западные представители утверждали, что Грузия закупает оборонительное оружие. Война 2008 года показала, что Грузия закупала как раз оружие наступательное», - говорит он.

Пьер Морель в этой связи обратил внимание на то, что подобные инциденты как раз нужно обсуждать на встречах механизмов предотвращения и реагирования на инциденты.

«Они могли бы быть использованы, но, к сожалению, они сейчас не работают. Вы, наверное, заметили, что этот сюжет получил очень негативные отклики у всех сторон, и даже в Грузии. Мы выясним все подробности этого происшествия в Женеве», - сказал Морель.

Он назвал Женевские дискуссии системой, которая может создать условия безопасности: «Может быть, эта система очень хрупкая, но мы работаем».

Более решительно высказался сопредседатель от ОБСЕ Болат Нургалиев. «Женевские дискуссии – это единственный международно признанный механизм. Он, на мой взгляд, работает достаточно эффективно, учитывая все внешние обстоятельства и весь сложный спектр обсуждаемых вопросов», - сказал он и подчеркнул, что «альтернатива поддержанию диалога совершенно неприемлема ни для населения Южной Осетии, ни для населения Абхазии, Грузии и международного сообществ».

Как ранее сообщал "Кавказский узел", сопредседатели Женевских дискуссий - Пьер Морель (ЕС), Анти Турунен (ООН) и Булат Нургалиев (ОБСЕ) - прибыли в Грузию 16 марта. В связи с этим визитом заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе на брифинге в Тбилиси указала, что в ходе Женевских дискуссий грузинская сторона вместе с другими вопросами вновь намерена поставить вопрос об ухудшении ситуации на спорных территориях.

17 марта сопредседатель Женевских дискуссий от ООН, финский дипломат Анти Турунен встретился с руководством Абхазии.

Предыдущий, девятый, раунд Женевских дискуссий состоялся 28 января, однако его участникам не удалось договориться о принципах неприменения силы и будущих документах на этот счет. Десятый раунд дискуссий намечен на 30 марта.

Женевские дискуссии проходят в рамках плана Саркози-Медведева, который был подписан 12 августа 2008 года, по окончании пятидневного военного конфликта в Закавказье. На них представители Грузии, Абхазии, Южной Осетии, России и США при участии ОБСЕ, Евросоюза и ООН обсуждают ситуацию в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Автор: