Договор о неприменении силы на Женевских переговорах по Кавказу не подписан

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Безрезультатно завершился очередной девятый раунд международных дискуссий по безопасности на Кавказе, состоявшийся в Женеве 28 января под председательством ООН, ЕС и ОБСЕ. В нем принимали также участие представители России, Абхазии, Южной Осетии, Грузии, США. Работа как и прежде велась в двух группах - по вопросам безопасности и проблемам беженцев.

Как сообщил по окончании дискуссий по телефону из Женевы возглавлявший абхазскую делегацию советник президента по международным вопросам Вячеслав Чирикба, "к сожалению, никаких итогов нет". "Несмотря на наши призывы перейти к обсуждению проекта Соглашения о неприменении силы, организаторы ссылаются на невозможность на этом этапе создать компромиссный документ и предпочитают говорить в основном о пятистороннем механизме по предотвращению и реагированию на инциденты, в рамках которого в Гальском районе проходят пятисторонние встречи", - сказал Чирикба.

Он подчеркнул, что "для Абхазии и Южной Осетии важнейшим является достижение Соглашения о неприменении силы между Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией с международными гарантиями", передает корреспондент "Кавказского узла".

В свою очередь, член абхазской делегации замминистра иностранных дел Максим Гвинджия отметил, что "грузинская сторона упорно отвергает возможность подписания соглашения, ссылаясь на то, что предварительным условием для подписания такого документа должна быть, как они выражаются, "деоккупация" Абхазии и Южной Осетии".

"Грузия заявляет, что для подписания ею соглашения вначале необходимо вывести из Абхазии и Южной Осетии российские войска и ввести какие-то международные мониторинговые силы", - сообщил Гвинджия.

Такая позиция, по мнению замминистра иностранных дел Абхазии, является "абсолютно неприемлемой, потому что она не соответствует новым реалиям". "Практически, грузинская сторона настаивает на том, чтобы забыть об агрессии, совершенной ею в августе 2008 года, да и о предыдущих войнах, развязанных также ею", - считает Максим Гвинджия.

Он в ходе дискуссий работал в группе по проблемам беженцев. И что касается того, что грузинская сторона увязывает вопрос подписания соглашения еще и с возвращением грузинских беженцев, Гвинджия заявил: "Грузинская сторона на протяжении всего переговорного процесса связывает невзаимосвязанные вещи. Каким образом возвращение беженцев может быть связано с неприменением силы? Если не вернуть беженцев будет война? Так следует понимать позицию Грузии?".

По мнению Максима Гвинджии, "вопрос неприменения силы является приоритетным, и его нельзя ни с чем связывать". "Этот вопрос касается того, что война не может быть начата. И всё!", - подчеркнул замминистра иностранных дел Абхазии.

Недовольство ходом обсуждения и подготовленным документом по безопасности открыто высказал и представитель Южной Осетии Борис Чочиев. Он заявил, что сопредседатели подготовили "негодный документ", который не учитывает главного - независимости Абхазии и Южной Осетии. "Без фиксации этого постулата, невозможен диалог", - сказал Чочиев.

В свою очередь, глава грузинской делегации, первый заместитель министра иностранных дел Грузии Георгий Бокерия, комментируя завершившиеся переговоры, заявил, что грузинская сторона одобрила подготовленный сопредседателями документ, хотя не все его параграфы ее полностью устраивают.

"Мы пошли на диалог и готовы были подписать документ, что этот процесс был торпедирован российской стороной, которая никак не хочет лишаться оккупированных ею территории и терять над ними контроль и рычаги давления", - отметил Бокерия. Несмотря на это, он выразил готовность продолжить диалог в рамках Женевского процесса.

Между тем, сопредседатели Женевского формата выразили удовлетворение ходом сегодняшнего раунда, подчеркнув, что диалог был "тяжелым, но динамичным". Они выразили удовлетворение тем, что по итогам встречи был подписан меморандум, в котором четко зафиксировано желание продолжить диалог, передает агентство "Грузия Online".

Заместитель главы МИД России Григорий Карасин также отмечает, что работа будет продолжена. По его словам, тональность очередного раунда Женевских дискуссий носит крайне эмоциональный характер, "была острая и открытая дискуссия", но пока никаких результатов по договору о неприменении силы достичь не удалось, сообщает "Интерфакс".

Напомним, что предыдущий, восьмой, раунд дискуссий состоялся 11 ноября 2009 года, тогда его участники также пытались договориться о принципах неприменения силы и будущих документах на этот счет.

Женевские дискуссии проходят в рамках плана Саркози-Медведева, который был подписан 12 августа 2008 года, по окончании пятидневного военного конфликта в Закавказье. На них представители Грузии, Абхазии, Южной Осетии, России и США при участии ОБСЕ, Евросоюза и ООН обсуждают ситуацию в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Автор:
источник: собственный корреспондент "Кавказского узла"