Жители Карачаево-Черкесии сомневаются в причастности имама Кисловодска к убийству Бостанова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители Карачаевского района Карачаево-Черкесии, участвовавшие 13 февраля во встрече с группой представителей Общественной палаты РФ, политологами и журналистами в рамках проекта "Мир Кавказу", заявили, что не верят в причастность имама города Кисловодск к убийству заместителя председателя Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья, ректора Исламского института КЧР Исмаила Бостанова.
Исмаил Бостанов был убит 20 сентября 2009 года в Черкесске. По подозрению в организации этого преступления задержаны имам мечети Кисловодска и еще четверо человек, среди которых глава Нижне-Тебердинского сельского муниципального образования 35-летний Рашид Блимготов. По данным следствия, "в марте 2009 года подозреваемые организовали целую банду и собиралиь устранять неугодных священнослужителей". Как объяснили в СКП по КЧР, "общественная и религиозная деятельность Бостанова не отвечала их религиозным представлениям".
Житель Карачаево-Черкесии Токмак Гаджаев на встрече в рамках проекта "Мир Кавказу" заявил, что честь имама Кисловодска Назби Аджиева цинично оплевывается. "Мы все его уважаем и любим. Мы знаем его как имама, который придерживается не крайних, не левых, не правых, а именно центристских взглядов в исламе. Он придерживается именно правильных, классических трактований Корана и сунны, без экстремистских призывов", - заявил участник дискуссии.
По словам Гаджаева, в поддержку имама Кисловодска были собраны подписи жителей. "Мы собрали несколько тысяч подписей в поддержку этого человека и собираемся обратиться к президенту, чтобы приняли во внимание разграничение вплоть до руководства ФСБ республики. Потому как Аджиева мы знаем много лет и знаем, что нет у этого человека никаких призывов к чему бы там ни было. А нам пытаются представить его как экстремиста, тайно ведшего какую-то работу, но мы знаем, что это не так", - сказал он.
Также Гаджаев призвал обратить внимание властей на то, чтобы к заключенным не применялись различные "методы убеждения", в том числе физические и моральные пытки. "Может, кто-то и в состоянии выдержать физические пытки, но вот моральных унижений никто выдержать не сможет, и я знаю, что есть люди, которые в течение получаса заставляют подписать все, что угодно", - сказал он.
По словам Гаджаева, мусульмане Карачаево-Черкесии хотят видеть Северный Кавказ мусульманским, с людьми, живущими по принципам ислама. "И не надо нас заставлять или убеждать в чем-то другом", - сказал он.
Как и на всем Северном Кавказе, у нас в республике не существует презумпции невиновности.
Доцент КЧГУ Мадина Блимготова в своем выступлении также обозначила проблему насилия. "Как и на всем Северном Кавказе, у нас в республике не существует презумпции невиновности. И тому есть конкретные факты и примеры. Жителей похищают люди в масках, родители похищенных находят их только через неделю-две. Проблема эта существует уже на протяжении 10 лет. Я не боюсь никого и не откажусь от своих слов. То, что творят с этими людьми, не снилось даже фашистам. Это и физическое насилие, это и изнасилование ребят, это и пропускание электрических разрядов через человеческие тела. Есть также факты того, что пока человек был под следствием, ему стала необходима долгосрочная операция на внутренние органы, и понятно, что с ним за это время делали. Если нужно будет назвать этого человека, я это сделаю", - заявила она.
Как позднее стало известно корреспонденту "Кавказского узла", Блимготова говорила о главе села Нижняя Теберда Рашиде Блимготове, который также был задержан по подозрению в причастности к убийству Бостанова.
"Презумпция невиновности у нас не работает совершенно, а МВД и ФСБ под разными лозунгами и масками делают все для того, чтобы раскачать лодку кавказских проблем. И мы призываем журналистов обратить на это внимание, потому как в решении этой проблемы мы нуждаемся в помощи из Москвы", - заявила участница дискуссии.
Кемал Салпагаров, имам Усть-Джегутинской мечети также высказал свое мнение по этому вопросу. "Я не считаю, что наш брат, имам города Кисловодска, причастен к тому, в чем его обвиняют. Я его 10 лет знаю и ни разу не слышал от него ничего такого, что могло бы навести на мысль о радикализме. Неужели за 10 лет хотя бы одно слово у человека не проскользнуло, если бы он на самом деле придерживался чего-то радикального? И теперь нам его представляют как врага народа, участвовавшего в каких-то заговорах", - сказал он.
Если человек отпустил бороду - сразу к нему возникает агрессивное настроение, а как он должен относиться к тем, кто так относится к нему?
Салпагаров также отметил, что в республике есть "убеждение плохого отношения к мусульманам". "Хотелось бы привлечь к этому внимание "Кавказского узла", так как ваш корреспондент публиковал материалы на эту тему в нашей республике. И это правда: чемпион мира, например, уже не может стать тренером и работать с детьми только потому, что он отпустил бороду. Если человек отпустил бороду - сразу к нему возникает агрессивное настроение, а как он должен относиться к тем, кто так относится к нему?", - сказал имам.
По словам Салпагарова, он уже на протяжении 10 лет не может оформить здание мечети, расположенной в центре Усть-Джегуты. Как рассказал выступающий, причины на то разные: "то муфтий не согласен, то руководство, не могут решить этот вопрос и депутаты как районные, так и парламентарии".
"Есть также и проблемы плохого отношения к людям не пьющим и не курящим. Я обозначил вам все проблемы, как их решать - не знаю. На сегодняшний день в районе с правоохранительными органами проблем серьезных нет, по крайней мере, лучше, чем было. И хотелось бы, чтобы диалог с властью все-таки какой-то был", - резюмировал участник дискуссии.
Взаимоотношения правоохранительных органов и власти с населением ухудшились. Сегодня уровень правосознания во всей республике достаточно низкий.
Адвокат Расул Курбанов проблемы республики определил в нескольких пунктах. "Насколько я смог заметить, нет какой-то определенной работы по налаживанию связи между властью и народом. Нет энергичных действий со стороны власти в отношении народа. Нет ни одного периодического издания об исламе, нет Интернет-сайта об исламе. Раньше в Карачаево-Черкесии ситуация была лучше, чем в соседних регионах, и по части взаимоотношению с властью, и по части взаимоотношений с правоохранительными органами, но то, что в последнее время эти отношения ухудшились, - очевидно, и последствия этого приведут неизменно к событиям, произошедшим в Ингушетии и Дагестане", - заявил он.
По словам выступавшего, "власть сегодня рубит сук, на котором сидит". "Взять, например, главу Нижне-Тебердинского сельского поселения. Таких людей сейчас преследуют за то, что призывали мусульман сотрудничать с правоохранительными органами, участвовать в общественной жизни общества и России, чувствовать себя патриотами и россиянами. И сегодня именно эти люди попали в западню, в которую их заманили. И вина этих людей не доказана. Сегодня уровень правосознания во всей республике достаточно низкий", - заявил он.
Как уже сообщал "Кавказский узел", 12 февраля встречи московской делегации общественных деятелей с жителями региона также прошли в Ногайском и Адыге-Хабльском районах Карачаево-Черкесии.
Проект Максима Шевченко "Мир Кавказу" стартовал в октябре 2009 года. Он предусматривает проведение встреч, дискуссий и круглых столов в республиках Северного Кавказа. Созданы дискуссионные площадки, где могли бы выступить все, кто пожелает. Первым был осенний дагестанский этап, а 18-19 декабря проект "Мир Кавказу" посетил Ингушетию.