В Дагестане два фигуранта «расстрельного списка» признаны потерпевшими
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Следователь следственного комитета по особо важным делам при прокуратуре Дагестана Зубаир Омаров объявил сегодня двум фигурантам "расстрельного списка" - публицисту, правозащитнику, председателю независимого профсоюза водителей и предпринимателей Дагестана Исалмагомеду Набиеву и журналисту дагестанского еженедельника "Новое дело" Ахмеднаби Ахмеднабиеву, что они проходят потерпевшими по уголовному делу №96892 о призывах к совершению убийств и тяжких преступлений.
Набиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла" о вручении следователем под расписку постановления о признании его потерпевшим. "В документе отмечено, что нам причинен моральный вред, поэтому у нас появился ряд прав, в том числе и возможность ходатайства о применении мер безопасности", - заявил Набиев. Он также отметил, что скоро может быть решен и вопрос о госзащите.
"Уголовное дело возбуждено в связи с наличием в листовках высказываний, содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершению убийств и тяжких преступлений", - сообщил Набиев.
Напомним, что 3 сентября 2009 года по столице Дагестана неизвестными лицами были разбросаны листовки, в которых анонимные авторы обещали целенаправленно "уничтожать бандитов" и мстить за сотрудников милиции и мирных граждан. В черный список попали известные в Дагестане люди: адвокаты, журналисты и правозащитники - всего 16 человек.
Адвокат Баканай Гусейнова рассказала, что юристы, оказавшиеся в этом списке, работали по так называемым "ваххабитским делам", а журналисты, фамилии которых указаны в листовках, освещали проблемы, связанные с похищениями и пытками людей. Президент Дагестана Муху Алиев потребовал от силовиков обеспечить их безопасность, но никаких мер не последовало.
Инцидент с листовками получил продолжение 12 октября 2009 года в ходе круглого стола по теме "Об общественно-политическом вещании дагестанского телевидения", модератором которого выступал председатель Общественной палаты Дагестана Aбулмуслим Муртазалиев.
До этого в главной официальной газете республики "Дагестанская правда" была напечатана статья Муртазалиева "Журналист, не навреди", в которой было сказано, что появление листовок с "расстрельными списками", куда входят и шесть известных в республике журналистов, есть "призыв вернуть некоторых деятелей информационной сферы в правовое поле, призыв к соблюдению требований профессиональной этики журналиста и требований закона".
В ходе круглого стола главный редактор дагестанского независимого еженедельника "Черновик" Надира Исаева попросила председателя Общественной палаты прояснить смысл его статьи, а также попросила уточнить статус самой Общественной палаты Дагестана. "Вы кто? Отдел при прокуратуре и МВД Дагестана? Только сегодня состоялось очередное судебное заседание над "Черновиком", а вы настаиваете в своем материале на преследовании независимых журналистов стражами порядка", - заявила главный редактор.
Муртазалиев же ответил, что все написанное им соответствует истине.
13 октября 2009 года следователь следственного комитета по особо важным делам при прокуратуре Дагестана Анвар Укмасов пригласил на допрос Ахмеднаби Ахмеднабиева и другую журналистку "Нового дела" - Наталью Крайнову.
Следователь сообщил им, что по факту распространения листовок возбуждено уголовное дело по нескольким статьям Уголовного кодекса России. В ходе допроса журналисты заявили, что не знают, кто конкретно стоит за листовками, но по ряду признаков полагают, что их авторами могут быть действующие или бывшие сотрудники правоохранительных органов Дагестана.
30 декабря 2009 года следователь Следственного комитета по особо важным делам при прокуратуре Дагестана Омаров пригласил к себе Набиева и Ахмеднабиева, чтобы разъяснить им, что вопрос об их статусе свидетелей с госзащитой может быть решен после Нового года.
"Я проконсультируюсь с вышестоящей инстанцией о том, как это сделать. Если надо будет, сам напишу письмо в МВД Дагестана", - заявил следователь. Он также разъяснил, что в рамках заведенного уголовного дела по факту распространения листовок начаты определенные работы.
"Мы обратились в МВД, ФСБ Дагестана с просьбой о помощи. В розыск объявлен автомобиль, из которой вроде бы разбрасывались листовки. Допрошены несколько человек", - рассказал Омаров.
Исалмагомед Набиев ранее заявил, что соответствующие инстанции никак не реагируют на просьбу обеспечить государственную защиту ему и Ахмеднабиеву.