Черкасов: за 10 лет трагедия в чеченском селе Новые Алды так и не расследована (видео)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Преступления десятилетней давности в новых Алдах, "сравнимые с преступлениями гитлеровских карателей времен Великой Отечественной войны", до сих пор не расследованы, никто не наказан, заявил член Совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов на пресс-конференции в Москве.
В ходе встречи с журналистами был показан документальный фильм "Алды. Без срока давности", основанный на видеодоказательствах того времени, и видеокадрах опроса свидетелей трагедии февраля 2000 года, проводимого сотрудницей грозненского "Мемориала" Натальей Эстемировой, похищенной и убитой в июле прошлого года. Этот фильм был презентован общественности в Москве и Санкт-Петербурге.
"Убийств семей в Новых Алдах 10 лет назад было много. В книге "Зачистка" это все подробно разобрано. Это преступление продолжалось на территории целого поселка. Жители Новых Алдов сказали, что они пошли к военным с белым полотнищем, объявить, что боевиков в городе нет. Действительно, с 29 на 30 и с 30 на 31 января боевики из Грозного вышли. Город был оставлен. Федеральное командование этого не заметило, и потом военные и силы МВД начали входить в оставленный боевиками город. Причем вначале шли военные, а потом, уже в полной безопасности, с ощущением полной безнаказанности шли - теперь мы это точно знаем - бойцы санкт-петербургского ОМОНа. И следствие это знало еще в 2000 году", - заявил Александр Черкасов.
"Среди преступлений такого рода в те дни самыми ужасными были, пожалуй, массовые убийства в Старопромысловском районе. Там была 205 отдельная мотострелковая бригада, - продолжил он. - У расстрелянных женщин вырывали из ушей сережки. До этого, в Алхан-Юрте, из группировки Шаманова 254 полк методично грабил и убивал людей. Все это осталось безнаказанным".
"Среди этих преступлений нет нигде ни одного арестованного, ни одного обвиняемого. Но в этой истории, казалось, свершилось чудо. Когда, наконец, жители Новых Алдов обратились в Страсбург, зашевелилось следствие. Когда-то приостановленное дело было передано молодому следователю Шарипу Ассуеву. И он начал работать. Казалось бы, его, молодого, пригласили для того, чтобы он ничего не смог сделать, а он смог", - рассказал Черкасов.
По его словам, этот следователь в Санкт-Петербурге добился того, что снял для опознания значительную часть бойцов санкт-петербургского ОМОНа. "Его пытались уволить из органов прокуратуры, у него кончалась командировка, кончались деньги на командировку, но он сделал это дело. И по одной из фотографий опознали бойца санкт-петербургского ОМОНа Сергея Бабина. Я не говорю, что это точное опознание. Но появилась какая-то зацепка в возможности расследования преступлений, которые сравнимы с преступлениями гитлеровских карателей времен Великой Отечественной войны", - отметил правозащитник.
"Но в едином порыве многие встали на защиту своего земляка, как же - его выдадут в Чечню. Сергей Бабин не был арестован, не был допрошен, хотя он мог бы назвать имена тех, кто был в Новых Алдах. И дело, в итоге, получило какое-то решение только в Страсбурге. Здесь, на родине, оно не расследовалось. Эти люди ходят среди нас, те - кто убивал. И не надо думать, что это только санкт-петербургский ОМОН. Вспомним Самашки, 1995 год, больше 100 убитых. Кто там был с федеральной стороны? Софринская бригада, оренбургский СОБР, московский и подмосковный ОМОН. Кто-нибудь наказан? Нет", - сообщил Черкасов.
"Сейчас все говорят про милицейский беспредел. Но почему-то мы забываем, что кадры органов внутренних дел и других силовых структур за прошедшие 10 лет пропустили, а кого-то и ни по одному разу, через Чечню. Через опыт бесконтрольного и безнаказанного насилия, - отметил Александр Черкасов. - И мы, российская общественность, в общем-то, особенно ничего по этому поводу не высказываем. И теперь не надо удивляться, когда где-то здесь, в России, милиционер убивает человека".
"Убивали беззащитных, беспомощных, зверски, расчленяли людей. Просто иногда бывало невозможно собрать тело, мы их не могли омывать. Сегодня все жители районов, которые пострадали от таких действий - это умершие люди. Ходячие трупы. Они сегодня не живут, их нет, - рассказывала на пресс-конференции очевидец событий 5 февраля 2000 года, жительница Новых Алдов Эльвира Домбаева. - А те, кто убивали и расстреливали, они остались безнаказанными. Они живут и наслаждаются. На них большое клеймо, но они спокойно живут. Им отдавали приказ стрелять во все что движется".
Правозащитники также вспоминали и о том, как в общество поступала информация о трагедии в Новых Алдах. "23 февраля 2000 года Human Rights Watch распространила материал о массовом убийстве в поселке Новые Алды, был приведен список 34 убитых. Однако широкое распространение эта информация получила лишь через месяц. Первое сообщение информационного агентства (Франс Пресс) об этой трагедии было распространено 18 марта 2000 года со ссылкой на очевидца - Мусу, жителя поселка Новые Алды. На следующий день, 19 марта, Евгений Киселев в программе "Итоги" телеканала НТВ говорил об этом массовом убийстве. Сославшись на сообщение Human Rights Watch, он показал снятый в поселке Новые Алды сюжет, - вспоминают правозащитники. - Стало ясно, что эти события неизбежно станут на повестку дня сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы. 20 марта, отправляясь в Страсбург, специальный представитель Президента РФ по обеспечению прав человека и гражданина в Чечне В.Каламанов упоминал об этом, сообщив, что в его ведомство уже поступали соответствующие запросы".
"Вечером того же дня последовала реакция официальных пропагандистов. Ястржембский на пресс-конференции заявил: "Военная прокуратура уже отработала в этом населенном пункте. Информация о причастности военнослужащих, которые проходят службу по линии МО в Чечне, в событиях, которые происходили в населенном пункте Алды, не подтвердилась. Сейчас работает там прокуратура города Грозного, возбуждено уголовное дело, будет проведена эксгумация, которая совершенно необходима в этой ситуации. Если будут установлены виновные, то, естественно, они понесут наказание", - сообщает ПЦ "Мемориал" в книге "Зачистка", посвященной событиям в новых Алдах в феврале 2000 года.
"На следующий день, 21 марта, аналогичное заявление сделала и Главная военная прокуратура: "Сразу после трагедии было заявлено, что расстрел мирных граждан произвели российские военнослужащие, так как вооруженные люди были одеты в российскую камуфляжную форму. Расследование, которое проводилось совместно с сотрудниками ФСБ, показало, что российские военные не имеют никакого отношения к расстрелу мирных граждан в поселке Алды". Однако отрицать сам факт произошедшей трагедии официозные СМИ уже не могли, и далее официальные лица даже уже не пытались отрицать случившегося в поселке Новые Алды", - говорится в книге далее.
"Эта трагедия стала одним из символов второй чеченской войны, - пишут правозащитники. - Официальным структурам оставалось лишь заявить о "принятых мерах". В частности, отчитываясь в конце марта 2000 г. о выполнении рекомендаций январской резолюции ПАСЕ, российская делегация указывала: "Возбуждено уголовное дело по факту убийства более 20 жителей села Алды 5 февраля с.г. В настоящее время расследование ведется прокуратурой г. Грозного".
В 2007 году Европейский суд по правам человека, куда обратились родственники погибших, изучил многочисленные показания свидетелей, доклады неправительственных организаций, включая доклады правозащитного центра "Мемориал" и "Хьюман Райтс Уотч", и признал, что расследование массового убийства в России проводится неэффективно. Однако решение Европейского суда российская сторона проигнорировала.
Накануне десятой годовщины трагических событий в чеченском селении Новые Алды правозащитники подготовили обращение к Генпрокурору РФ Юрию Чайке с запросом о ходе расследования этого преступления. В настоящее время проходит сбор подписей под обращением к Генпрокурору.
"Кавказский узел" представляет видеосюжет "10 лет со дня зачистки в Новых Алдах"