В Москве общественности представлен фильм "Алды. Без срока давности"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В канун десятилетия "зачистки" в чеченском поселке Новые Алды, где 5 февраля 2000 года были убиты 56 мирных жителей, в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная годовщине тех трагических событий . В ходе встречи был показан документальный фильм "Алды. Без срока давности", основанный на видеодоказательствах и видеокадрах опроса свидетелей трагедии.
Перед началом пресс-конференции председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов напомнил, что 10 лет назад было совершено массовое убийство мирных жителей поселка Новые Алды в Чечне, были расстреляны 56 человек - старики, женщины и один ребенок, а виновные - до сих пор не наказаны.
«Было совершено страшное преступление, и никто не был наказан. Сейчас в России появилось утверждение, что нельзя больше терпеть того беспредела, того вала насилия и беззакония, которое по отношению к нам, к гражданам России, совершают представители правоохранительных органов», - сказал Орлов.
Он предположил, что современное развитие событий может быть "прямым и логичным следствием" того, что 10 лет назад происходило в Чечне и, в частности, в поселке Новые Алды. "Ибо ту зачистку поселка Новые Алды совершали представители правоохранительных органов", - отметил председатель Совета ПЦ «Мемориал».
«Она осуществлялась главным образом силами санкт-петербургского ОМОНа, - продолжил Орлов. - В докладе, который мы издали, говорится также о рязанском ОМОНе. Но на данный момент как стопроцентный факт можно утверждать участие там санкт-петербургского ОМОНа. Остальное - версии».
ПЦ «Мемориал» реконструирует картину событий
По данным Мемориала, 5 февраля 2000 года утром и днем в поселке Новые Алды и прилегающих районах Грозного произошло то, что называется словом «зачистка». Ее осуществляли разные подразделения, относящиеся к разным силовым ведомствам. Свидетели сообщают, что в «зачистке» принимали участие как молодые солдаты, явно призванные на срочную службу, так и вооруженные люди старшего возраста в камуфляжной форме. Скорее всего, они являлись либо военнослужащими-контрактниками, либо сотрудниками спецотрядов МВД. По рассказам свидетелей и пострадавших, насилие над мирными жителями совершали именно они. Молодые же солдаты в основном находились в оцеплении.
Важно отметить, что разные подразделения вели себя по отношению к населению по-разному. Военнослужащие, зашедшие с севера и «зачищавшие» северную часть поселка Новые Алды, совершали убийства местных жителей. Эти подразделения дошли в поселке до кварталов, прилегающих с юга к улице Хоперская. Подразделения, проводившие «зачистку» южной части поселка, вели себя по-другому: они грабили дома, крайне грубо вели себя с местным населением, но убийств не совершали.
В прилегающих кварталах Грозного в тот день военнослужащие также совершали убийства. Например, в поселке Черноречье были убиты, как минимум, пять его жителей. В районе Окружной, на ближайшей к поселку Новые Алды улице Подольская, были убиты пять человек, четверо - из семьи Эстамировых, среди них - годовалый ребенок и женщина на девятом месяце беременности.
Повальные грабежи, вымогательство, насилие, сожжение домов, убийства.
Житель поселка Сулейман Магомадов рассказал сотрудникам «Мемориала», что российские солдаты, продвигавшиеся по улице Маташа Мазаева от северной окраины к центру поселка, переходили от дома к дому, убивая всех, кто попадался им на пути.
Первые убийства они совершили в доме №170, где их жертвами стали проживавший там Султан Темиров и его соседи: 35-летний Иса Ахмадов и 70-летний Ризван Умхаев.
По словам Магомеда Джамолдаева, Султан Темиров в то утро находился вместе с ним и Ильясом Амаевым на улице Цимлянская. Когда Султан узнал, что вошедшие в поселок российские военнослужащие поджигают дома, в которых не находят жителей, он ушел к себе - хотел там встретить солдат, а после осмотра дома вернуться назад.
Ризван Умхаев в это время был дома. Зейба, его жена, рассказала, что к ним пришел Муса Ахмадов и попросил старика пойти к нему. Как человек молодой, боеспособного возраста, он опасался, что «федералы» заподозрят в нем боевика, и просил Ризвана быть свидетелем. Возможно, по дороге они встретили Султана Темирова.
Ису Ахмадова и Ризвана Умхаева российские военнослужащие расстреляли. Особую жестокость они проявили по отношению к Султану Темирову: он был обезглавлен (по-видимому, выстрелом из подствольного гранатомета) и фактически расчленен автоматной очередью вдоль позвоночника.
Трупы Султана Темирова, Исы Ахмадова и Ризвана Умхаева соседи обнаружили к вечеру 6 февраля. У дома №162 на той же улице был найден Гула Хайдаев, которому шел 73-й год. Он лежал у ворот, держа в вытянутой вперед руке паспорт. Характер ранений - пули попали ему в коленную чашечку, в сердце и в лоб - позволяют сделать вывод, что его застрелили с близкого расстояния.
Возможно, Гула Хайдаев выбежал на крики Султана Темирова, над которым издевались солдаты. В этот момент его застрелили.
На тротуаре перед воротами дома №140 был застрелен и 72-летний Магомед Гайтаев. Пуля попала ему в затылок и на выходе разворотила левую щеку. В его кармане был найден паспорт. Очевидцы, побывавшие на месте убийства, отметили следующие детали: вокруг мертвого старика растеклась большая лужа крови, которую лакала собака. А его очки аккуратно, за дужку были повешены на забор.
«Что же там произошло? Конец января 2000 года. Боевики покидают Грозный. С начала февраля начинаются зачистки, которые сопровождаются массой правонарушений и преступлений. Поселок Новые Алды - это южная окраина Грозного. В этот момент там не было ни одного боевика, более того, 4 февраля в этот поселок неоднократно входили подразделения российских войск. Они туда входили, не встречая никакого сопротивления, военнослужащие не совершали в этом поселке никаких противоправных действий, и у них сразу складывались нормальные отношения с местным населением», - рассказал Олег Орлов.
Однако на следующий день, 5 февраля, в поселок вошли другие подразделения, основу которых, по данным ПЦ "Мемориал", составляли бойцы санкт-петербургского ОМОНа.
"Они провели зачистку, которая вылилась, моментально, с самого начала, в какую-то вакханалию беззакония. Повальные грабежи, вымогательство, насилие, сожжение домов, убийства. Через два дня после этих преступлений жители смогли зафиксировать на видеопленку последствия того, что там совершалось. И материалы с этой пленки стали бесспорным доказательством совершенных преступлений. Тогда же, в 2000 году, весной, Правозащитный центр «Мемориал», собрав сведения, быстро смог издать книгу об этом. Ее название - «Зачистка»", - рассказал на встрече с журналистами председатель Совета ПЦ "Мемориал".
События в Новых Алдах глазами очевидца
Присутствовавшая на пресс-конференции свидетельница февральских событий 2000 года, жительница Новых Алдов Эльвира Домбаева, у которой тогда погибли родственники, заявила, что все, что было в фильме, показанном в Независимом пресс-центре, – правда. «Какой бы жестокой она бы ни была - правда, которой вы не хотели бы видеть и испытать», - сказала Эльвира Домбаева.
«Мы ждали 5 февраля - это был долгожданный день. Мы ждали его под бомбежками, под обстрелами, думали, что наконец-то война закончится. Просто пройдут по улицам, по домам, проверят наши паспорта, как-то станет на душе легко. Весь период той войны мы находились в подвале по улице Цымлянской. Нас предупреждали, говорили, что по нашей улице, по Центральной, идут звери, не люди, предлагали вернуться в подвал. Нас об этом просили жители с улицы Цымлянской - давайте, мол, вернемся туда. В нашем дворе нас было 5 человек.
Сегодня все жители районов, которые пострадали от таких действий, – это умершие люди. Ходячие трупы. Они сегодня не живут, их нет. А те, кто убивал и расстреливал, они остались безнаказанными
К жителям приходили военные, проверяли паспорта и уходили, но, как сказала Эльвира Домбаева, "на 6-7-й раз, когда зашли, все перевернулось".
"Мы думали все - ушли, но когда мы стали выглядывать на улицу, мы увидели там тела людей, увидели, что горят дома. Все горело. Перед этим днем предыдущая война оказалась просто ничем. Я омывала на 8-10-й день убитых тогда людей. Это был не 1-2 выстрела – 26,27,28 выстрелов в тело. Не просто стреляли - они вышибали мозги. Мы собирали потом эти мозги и укладывали обратно. Как это забыть? А как жить? И сегодня ни в прокуратуре, нигде это дело с мертвой точки не двигается», - рассказывает Эльвира Домбаева.
По ее словам, убивали беззащитных, беспомощных, зверски расчленяли людей, иногда было невозможно собрать тело, чтобы его омыть перед погребением по мусульманским обычаям.
«Сегодня все жители районов, которые пострадали от таких действий, – это умершие люди. Ходячие трупы. Они сегодня не живут, их нет. А те, кто убивал и расстреливал, они остались безнаказанными. Они живут и наслаждаются», - сказала Домбаева.
Как отметила на пресс-конференции юрист ПЦ «Мемориал» Татьяна Черникова, Европейский суд по правам человека, куда обратились родственники погибших, изучил многочисленные показания свидетелей, доклады неправительственных организаций, включая доклады Правозащитного центра "Мемориал" и "Хьюман Райтс Уотч", и признал, что расследование массового убийства в России проводится неэффективно. "Однако решение Европейского суда российская сторона проигнорировала", - отметила Черникова.
Из книги «Зачистка», изданной ПЦ «Мемориал»
Трагедия в поселке Новые Алды произошла 5 февраля 2000 года. Хотя среди беженцев в Ингушетии об этом начали говорить уже через несколько дней, широкую огласку дело получило только через месяц. Всю первую декаду февраля в западных районах плоскостной Чечни продолжалась операция федеральных сил, пытавшихся не допустить отход чеченских формирований в горы. Села Алхан-Кала, Закан-Юрт, Шаами-Юрт, Катыр-Юрт (незадолго перед этим объявленное российскими властями «зоной безопасности»), Гехи-Чу подвергались сокрушительным обстрелам и бомбардировкам.
Поток жителей из них хлынул в Ингушетию. На фоне рассказов сотен местных жителей о гибели при бомбежках и последовавших за ними «зачистках» затерялись сообщения о трагедии в поселке Новые Алды, к тому же доходившие в Ингушетию через вторые-третьи руки.
Тем временем произошедшее в поселке Новые Алды уходило в прошлое, переставало быть новостью, заслонялось другими событиями. С начала марта в новостных программах сообщали в основном о штурме села Комсомольское. Теперь трагедия 5 февраля волновала только жителей Чечни и правозащитников в широком смысле этого слова: неправительственные правозащитные организации, некоторых журналистов, пишущих на тему прав человека, международные организации, наблюдающие за ситуацией с правами человека.
Об этом сообщается в посвященной событиям книге «Зачистка», изданной ПЦ Мемориал.
"Алды. Без срока давности"
На пресс-конференции 4 февраля в Москве был показан получасовой фильм "Алды. Без срока давности". Одновременно фильм был представлен и общественности Санкт-Петербурга.
У фильма три автора: сотрудница "Мемориала" Екатерина Сокирянская, Елена Виленская из организации "Дом мира и ненасилия" и Николай Рыбаков из петербургского "Яблока".
В основу ленты легли кадры документальной видеосъемки, сделанной жителями поселка Новые Алды 9 февраля 2000 года, и интервью с очевидцами событий, записанные сотрудниками "Мемориала" по просьбе авторов фильма в январе-феврале 2009 года. В создании фильма принимала участие правозащитница Наталья Эстемирова, похищенная в Чечне и убитая летом прошлого года.
Зимой 1999-2000 годов поселок Новые Алды, также как и другие населенные пункты в пригороде Грозного, постоянно подвергался ракетно-бомбовым ударам и артиллерийским обстрелам со стороны федеральных военных сил. Обстрелы продолжались и после того, как отряды боевиков уже покинули Грозный. Тогда жители поселка Новые Алды приняли решение направить к военным делегацию с просьбой прекратить огонь.
"3 февраля 2000 года около 100 жителей поселка, подняв белый флаг, направились к позициям военных, которые дислоцировались в окрестностях поселка. Однако по ним без всякого предупреждения была открыта стрельба. В результате получил тяжелое ранение и позже скончался один из местных жителей, русский по национальности", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" один из сотрудников Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном.
В 2000 году Правозащитный центр "Мемориал" выпустил брошюру под названием "Зачистка: Поселок Новые Алды, 5 февраля 2000 года". В этом докладе правозащитниками был приведен список 56 жителей, ставших жертвами "зачистки".
К ответственности за случившееся в Новых Алдах до сих пор никто не привлечен. В 2007 году Россия проиграла несколько дел в Европейском суде по правам человека. Было признано, что Россия как государство виновна в случившейся трагедии. Страсбургский суд обязал российские власти выплатить пострадавшей стороне компенсацию в размере около 150 тысяч евро.
"Кавказский узел" представляет видеосюжет "10 лет со дня трагедии в Новых Алдах"