Россия рассматривает заявки двух журналистов из Грузии о политубежище
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Россия рассмотрит просьбы двух грузинских журналистов о предоставлении им политического убежища с учетом ситуации со свободой средств массовой информации в Грузии, сообщили в департаменте информации и печати МИД России.
Как сообщал "Кавказский узел", в октябре с просьбой о политическом убежище к властям России обратился бывший продюсер телекомпании "Имеди" Бадри Афанасьев, а в минувшем месяце - учредитель информационного агентства ITNexclusive Леван Гудадзе.
"Оба обращения будут внимательно рассмотрены. На это, по российскому законодательству, отводится до трех месяцев", - пояснили в департаменте МИД.
В пресс-службе российского внешнеполитического ведомства отметили, что "подобные случаи не выглядят неожиданными на фоне того, что мы знаем об антидемократическом характере правящего в Грузии режима и, в частности, о серьезных проблемах со свободой СМИ, символом которых и сегодня остается разгром властями оппозиционной компании "Имеди".
"В последнее время Афанасьев работал продюсером грузинского телеканала "Имеди". По его словам, еще при жизни Бадри Патаркацишвили (бизнесмен и владелец телеканала, скончался в феврале 2008 года) Афанасьева преследовали за связи с оппозицией", - приводит слова представителя УФСБ по Дагестану "Газета.Ru". Афанасьев обратился с просьбой об убежище 15 октября на контрольно-пропускном посту "Яраг-Казмаляр" в Магарамкентском районе Дагестана.
Леван Гудадзе также заявляет о постоянных угрозах официальных властей Грузии в его адрес и в адрес членов его семьи. Гудадзе уверен, что угрозы связаны с его журналисткой деятельностью и освещением событий августа 2008 года в Южной Осетии. Ожидает решения по ходатайству Гудадзе вместе с семьей на территории Северной Осетии.
Кроме того, в мае границу Грузии и Абхазии пересек 35-летний грузинский офицер Алик Бжания, который затем обратился к российским военным с просьбой о политическом убежище. Свой поступок он объяснил несогласием с политикой президента Саакашвили.
Примечательно, что согласно данным международной организации "Репортеры без границ", Россия заняла 153 место из 175 в глобальном индексе свободы прессы, опубликованном 20 октября, пишет "Каспаров.ru". В то время как Грузия, откуда бегут журналисты, занимает 81-е место.
В то же время главный редактор газеты "Резонанси" Лаша Тугуши заявил агентству GHN, что не видит в Грузии улучшения качества свободы прессы.
"Наоборот, есть даже ухудшение, что выражается в том, что из телевизионных эфиров исчезли дебаты, дискуссия. Ухудшилось качество информационных передач. Защищенность собственности тоже нерешена", - отметил он.
Выводы международной организации он может объяснить только прошлогодней войной с Россией. "Это изменение, вероятно, вызвано фактором войны. В прошлом году была война, и погибли журналисты", - напомнил Тугуши. В этом году, понятное дело, смерть от бомб и пуль им не грозит.
Основатель и главный редактор грузинской газеты "Версия" Майя Пурцеладзе также считает, что рейтинг "Репортеров без границ" не отображает реальную ситуацию в стране.
"Независимая пресса Грузии находится в тяжелом положении. Изменения есть, но эти изменения не являются заслугой властей. Власти стали более терпеливыми и потому, что нет объекта для давления. Власти спокойны из-за того, что у газет нет тиражей, и основной акцент сейчас перенесен на электронные СМИ. Постороннему наблюдателю действительно может показаться, что качество свободы слова повысилось, но журналистам хорошо известно, что происходит в действительности, и какие непреодолимые барьеры существуют", - заявила Пурцеладзе.
Отметим, что просьбы о политубежище поступают не только от граждан Грузии к РФ, но и наоборот - от граждан России к грузинским властям.
Грузия уже предоставила статус беженца российскому военнослужащему Дмитрию Артемьеву, дезертировавшему в Грузию в начале июля. Причиной дезертирства Артемьева, по его словам, явились неуставные отношения со стороны сослуживцев и невыносимые условия службы. Он заявил, что в армии его плохо кормили. Российская сторона утверждает, что солдат сбежал с оружием.
Кроме того, в начале июля Минюст Грузии не удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры России об экстрадиции другого российского военнослужащего - Александра Глухова, в начале года также дезертировавшего из части в Южной Осетии в Грузию. По информации МВД Грузии, которую затем подтвердил и сам Глухов, солдат принял такое решение из-за невыносимых условий службы. В Грузии Глухову также предоставлен статус беженца.