Жители столицы Южной Осетии готовятся встретить зиму в палатках (Фото)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Цхинвале есть семьи, которые после войны августа прошлого года продолжают жить в палатках. Строительство домов частного сектора идет во всех кварталах Цхинвала.
Из 3,5 тыс. пострадавших домов власти обещают сдать до зимы лишь 250. Пока же в Цхинвале не сдан ни один дом, кроме отстроенного на деньги Москвы коттеджного поселка "Московский".
Ранее югоосетинский правозащитник Виссарион Асеев заявлял, что в Цхинвале не хватает жилья, восстановление идет, но очень медленными темпами.
Стройка идет и на одной из самых больших улиц Цхинвала - улице Ленина, сообщает корреспондент "Кавказского узла". Здесь можно увидеть и единственный дом, доведенный уже до крыши. Дом принадлежит Хетагу Тадтаеву, но он его начал строить сам еще задолго до начала строительства государством.
По словам Хетага Тадтаева, Госкомитет по восстановлению Южной Осетии возместит ему потраченную на дом сумму. "Мне, наверное, повезло больше, потому что мой родственник - строитель, и он взялся построить мой дом в долг", - подчеркнул Хетаг Тадтаев.
Через несколько домов от него на улице Ленина рядом с разрушенными домами №№ 114 А, 114 Б и 118 стоят палатки. В них продолжают жить люди. В палатке рядом с домом № 118 живет молодая семья. Глава семьи - Цховребов Игорь, супруга Кораева Карина и трое детей. Старшей дочери 15 лет, среднему сыну - 8 и самому младшему полтора года.
"Два дня назад приступили к стройке нашего дома. Но до зимы они не успеют построить. Мы не знаем, что делать, где нам жить. В палатке невозможно уже жить. Во время дождя нас заливает, потом от влажной земли под нашей палаткой начинает плохо пахнуть и отдает сыростью. Мой муж не работает, он больной. Я работаю, получаю зарплату 3 тысяч в месяц. Весной этого года я обращалась к мэру города Гулиеву Роберту за помощью. Ранее он нам обещал, что государство будет возмещать оплату за квартиру, если мы будем снимать квартиру. Я с трудом нашла съемную квартиру и затем пошла к нему на прием. Мэра я встретила на лестнице, он сказал, что помнит про нас, но не разрешил мне зайти в кабинет для того, чтобы я подробней рассказала о своей ситуации. Мы продолжаем жить в палатке больше года. Как мы будем жить еще одну зиму в палатке, мне непонятно", - рассказала Карина Кораева.
В палатках рядом с бывшими домами под номерами 114 А и 114 Б живут взрослые люди. В первой живет престарелая женщина Тедеева Зоя и ее сын Тедеев Тузар. Во второй палатке живет престарелая женщина Дзукаева Таня и ее сноха Валиева Замира. Тедеева Зоя живет в пристройке рядом с уцелевшей ванной, а сын - в палатке, которую соорудил на уцелевшей площадке их бывшего дома. По словам Тедеевой Зои, она ослепла во время войны прошлого года. Сейчас боится выходить на улицу одна. Сын, работает в ГАИ и постоянно бывает на работе. "Наш дом начали строить два дня назад, но до зимы они, скорее всего, не успеют, хоть и обещают", - сказала Зоя.
Вторая престарелая женщина - Дзукаева Татьяна - тоже инвалид. Они со снохой все лето прожили в палатке, которая сбоку полностью открыта, но сделана палатка под крышей бывшего сарая, поэтому дождь на них не лил. "Сейчас очень похолодало, даже снег недавно выпал, и мы перебрались на квартиру внучки. Она живет с мужем и детьми в маленькой двухкомнатной квартире. Мы со снохой Замирой заняли одну их комнату, а во второй живут они все вместе. Нам негде даже развернуться. Как нам перезимовать в таких условиях? Я больная женщина. Когда построят наш дом, неизвестно. Приступили только позавчера", - рассказала Дзукаева Татьяна.
Прошлую зиму многие лишенные крова жители Южной Осетии также прожили в палатках. Большинство погорельцев приютили родственники и соседи. Люди опасаются, что грядущую зиму провести будет труднее.
В связи с этим группа жителей Южной Осетии, пострадавших во время августовской войны 2008 года, обратилась за помощью к руководству России. В письме, адресованном Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, они обвинили руководство республики в срыве темпов восстановительных работ.
30 сентября в Цхинвале прошла несанкционированная акция протеста. Пострадавшие от августовской войны прошлого года собрались в центре Цхинвала с требованием восстановить разрушенные дома.
В этот же день в Цхинвале состоялось заседание Межведомственной комиссии, где обсуждались вопросы восстановительных работ. По словам председателя МВК Романа Панова, на заседании был подведен итог более чем годовой работы по восстановлению республики. "Результаты работ уже видны. Идет дорожное строительство и строительство индивидуального жилья. У нас крупнейшая программа по электроэнергетике, которая будет выполнена до конца текущего года. У нас хорошие программы по жилью, образованию, здравоохранению. Все это вселяет определенные надежды" - подчеркнул Роман Панов.
Говоря о финансировании восстановительных работ, Панов сообщил, что на сегодняшний день фактически принято выполненных работ в республике на сумму порядка 2,600 млн рублей. "Фактически же профинансировано работ на сумму почти 4 млрд рублей, то есть финансирование работ идет с авансированием. Практически 1,5 млрд проплачено вперед. Поэтому тем организациям, которые ждут финансирования, необходимо более быстро и гибко готовить документы в соответствии с разработанными формами, предъявлять их, и в течение 10 дней финансирование будет", - рассказал председатель межведомственной комиссии.
О финансировании, в свою очередь, рассказал и президент Южной Осетии Эдуард Кокойты.
"Хочу отметить, что несвоевременная подача документов на финансирование подрядчиками способствовало тому, что финансирование было задержано на определенное время. Этот вопрос был обсужден и оперативно решен. В наших отношениях с РФ по вопросам восстановления должна быть прямая связь, чтобы не было никаких посредников. Это значительно ускорит решение вопросов восстановления и финансирования", - заявил президент Южной Осетии.
Роман Панов также сообщил о планах МВК на следующий год. "Продолжится реконструкция ТрансКАМа и дорожной сети республики - это стратегическая задача. В будущем году мы реализуем проект строительства вертодромов. Мы определимся, в каких населенных пунктах они будут располагаться, всего проектируется пять вертодромов. В следующем году мы будем просить правительство РФ разрешить нам продолжить финансирование программ восстановления индивидуального жилья - это наша принципиальная позиция. Также в следующем году будут завершены программы по электроэнергетике и газоснабжению и, конечно, одна из ключевых задач будет водоснабжение и канализование", - рассказал Панов.
На восстановление Южной Осетии Россия выделила 1,5 млрд рублей в 2008 году и еще 8,5 млрд в 2009.