Прокуратура Новороссийска просит суд приостановить деятельность комитета по правам человека
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Прокуратура Новороссийска направила в суд заявление о приостановлении деятельности Новороссийского комитета по правам человека (НКПЧ). По словам члена комитета Вадима Карастелева, 17 сентября в Октябрьском районном суде состоится предварительное заседание по иску прокурора города.
Поводом для иска стал лозунг "Свободу не дают, ее берут", который был использован во время одной из акций НКПЧ, когда правозащитник протестовали против местного закона по профилактике безнадзорности, согласно которому в Краснодарском крае введен "комендантский час" для детей и подростков.
В свою очередь УФСБ по Краснодарскому краю увидело в лозунге косвенные призывы к совершению насильственных антиобщественных действий, пишет газета "Ведомости". В прокуратуре Новороссийска вынесли предупреждение правозащитникам "в связи с недопустимостью экстремистской деятельности". НКПЧ это предупреждение опротестовал в суде, однако районный суд отказал лидерам организации Тамаре и Вадиму Карастелевым в удовлетворении жалобы, а затем 4 сентября краевой суд аналогично поступил с кассационной жалобой. По словам Карастелева, суд ссылался на проведенные по просьбе прокуратуры экспертизы лозунга.
Экстремизм в лозунге "Свободу не дают, ее берут" нашли сразу два эксперта. Кандидат философских наук, историк Владимир Рыбников счел призыв "ошибочным и вредным". Он уверен, что правозащитники действовали в интересах США, а именно ЦРУ, которое действует "в рамках плана Алена Даллеса, опубликованного в печати как директива 20/1 СНБ США от 18 августа 1948 года", пишет "Газета.Ru".
"Развален СССР, но есть еще молодежь, которая, согласно планам США, должна полностью отрицать государственный порядок и действия государственных органов, отвечающих за будущее молодежи. В интересах США, чтобы российская молодежь выбирала пепси, забыв о своих родителях, нравственности и ответственности за судьбу Родины. Для США, как стратегического противника России, молодежная "свобода без границ" очень выгодна, поскольку порождает преступность и наркоманию", - пишет в экспертном заключении Рыбников.
"С позиций современной философии и правосознания призыв "брать" свободу означает приоритет прав личности над государством… Осознанно или нет, но госп. Карастылев В. Е. служит интересам тех, кто хотел бы расшатать общественно-политический строй современной России", - заключает эксперт.
Еще одна экспертиза была проведена психологом высшей квалификационной категории Светланой Гузевой. Исследовав семантику и особенности функционирования слова "свобода", она пришла к выводу, что "призыв брать свободу самостоятельно, за пределами определенных законодательством рамок, можно трактовать как призыв организаторов митинга к активным действиям против существующего законодательства".
Гузева в своем заключении отмечает, что "в период полового созревания поведение определяется эмансипацией, группированием со сверстниками, увлечениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением". "Когда реакция эмансипации консолидируется с реакцией группирования со сверстниками, поведение может становиться антисоциальным, достигая уровня молодежного бунта", - уверена она.
Лозунг "Свободу не дают, ее берут", по мнению эксперта-психолога, может восприниматься несовершеннолетними старшего подросткового возраста "как побуждение к активному противостоянию деятельности органов власти".
В свою очередь Вадим Карастелев уверен, что в этом деле очевиден "заказ со стороны ФСБ и городской администрации". "Им давно не нравится наша правозащитная деятельность, - приводит слова правозащитника издание. - Мы, например, защищали местных турок-месхетинцев и стали инициаторами их отъезда из Краснодарского края. В результате 11,5 тысяч человек уехали. Несколько раз нас пытались закрыть через суд".
17 сентября в Октябрьском районном суде состоится предварительное заседание по иску прокурора города Новороссийска с требованием приостановить деятельность этой правозащитной организации как экстремистской, передает "Эхо Москвы". Карастелев надеется, что суд решит вопрос в пользу НКПЧ, в противном случае обещает дойти до Страсбургского суда.
Ранее юрист московского АНО "ЮРИКС" Станислав Горлов, защищающий интересы правозащитников, заявил корреспонденту "Кавказского узла", что действия новороссийского суда по делу обжалования актов прокуратуры, вынесшей одновременно представление, предупреждение и предостережение сторонникам отмены "детского закона" в Краснодарском крае, проходили с грубыми нарушениями, в результате чего в удовлетворении жалобы правозащитникам было отказано.
Кроме того, по мнению Горлова, прокуратура нарушила права Тамары Карастелевой. Ранее сама Карастелева заявила корреспонденту "Кавказского узла", что "создается впечатление, что творится полный беспредел". "Прокуратура начала с детей, которые за 4 минуты нахождения на нашем митинге успели почувствовать призыв к антиобщественным действиям. А теперь это вообще как бы выпало из бумаг прокуратуры и суда, и появились некие экспертные заключения, читая которые не понимаешь, какое это имеет отношение к нам", - сказала она.
"Произошла полная и наглая фабрикация дела. Сначала прокуратура обвиняла нас, основываясь на показаниях двух подростков и их родителей, которые подходили к нам на митинг 18 апреля. Именно с целью оспорить это заключение прокуратуры мы подавали заявление в суд. А уже тут, в суде, "всплыл" фотоснимок человека с плакатом про свободу, причем сделанный 9 апреля", - говорит Карастелева.
В итоге, по ее словам, прокуратура обвиняла правозащитников по событиям 18 апреля, а в доказательство вины предъявила фотоснимок от 9 апреля.
Вадим Карастелев также ранее заявлял о давлении на него и его жену Тамару Карастелеву со стороны прокуратуры с целью прекращения акций за отмену "комендантского часа" для детей.
Напомним, что закон "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", вызвавший немало споров, в Краснодарском крае вступил в силу с 1 августа 2008 года. Правозащитные и общественные организации неоднократно проводили акции против некоторых статей этого закона.
Так, согласно закону, детям до 7 лет не разрешается находиться в общественных местах без сопровождения родителей или уполномоченных лиц в любое время суток, детям до 14 лет - после 21 часа, подросткам до 17 лет - после 22 часов. Ответственность за невыполнение положений настоящего закона, как говорится в документе, устанавливается нормами административного законодательства Российской Федерации. Однако, по мнению правозащитников, российское административное законодательство не устанавливает подобных ограничений. В этом вопросе правозащитников Карастелевых поддерживают и представители КРОО "Вторая мама", которые также считают, что комендантский час ограничивает свободу детей.
Власти Краснодарского края, в свою очередь, утверждают, что после вступления в силу закона о профилактике безнадзорности количество подростков, выявляемых милиционерами в ходе их пребывания на улицах без сопровождения взрослых после 22 часов, сократилось в 10 раз, что положительно отражается на уровне подростковой преступности.