Кочиева: жители Южной Осетии недовольны качеством строящегося жилья

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Южную Осетию вернулись практически все, кто покидал ее во время событий августа прошлого года, однако многим потерявшим тогда жилье сейчас приходится жить в очень сложных условиях, а строительство нового жилья идет очень медленными темпами, и качеством его многие недовольны, рассказала "Кавказскому узлу" корреспондент югоосетинской газеты "Республика", жительница Цхинвала Инга Кочиева.

"Те, кто уезжал из Южной Осетии в прошлом августе, я думаю, они все вернулись. Я тогда встречалась с огромным количеством людей в августе, записывала их рассказы три дня. Приехало около 35 тысяч человек. Я встречалась с ними в отделении федеральной службы миграции во Владикавказе, на проспекте Мира, и я видела, как их фиксируют, – это был огромный поток", - рассказала Инга Кочиева корреспонденту "Кавказского узла".

По ее словам, коллективных центров проживания в республике уже нет. "В основном люди разошлись кто-то по родственникам, кому-то какие-то квартиры одолжили, кто-то снимает жилье, кто-то сейчас в домах каких-то ютится. Так они "распиханы" кто где. Была часть людей, которые жили в палатках. Но к зиме в палатках остались единицы, может быть, десяток человек - очень мало", - говорит журналистка.
 
По ее словам, "такого, что где-то кто-то на улице валяется", в республике нет. "Все где-то пристроились, хотя бы в каких-то сарайчиках и халупках, но это же нельзя назвать человеческим образом жизни", - отмечает Инга Кочиева.

По ее словам, в первые дни прошлогодних августовских событий люди прибывали из Южной Осетии во Владикавказ, они спасались, еще не зная, что все будет продолжаться только несколько дней, и потом можно будет вернуться.

Люди регистрировались, потом оставались где-то в лагерях и пансионатах. Но большая часть – у родственников. Потом стало ясно, что боевые действия уже внутри города не ведутся, и народ стал постепенно возвращаться.

"Есть тут какие-то буквально картонные, деревянные строения, в которых живут люди, лишившиеся жилья. Не сказать, что они прямо на улице – но это все временное, "условное" жилье. Некоторым жилье одолжили и назначили срок, когда надо выселяться. Моим знакомым, например, сейчас сказали выселяться, люди хотят продать дом, который им одолжили, и они сейчас бегают и ищут куда пристроиться", - рассказывает Инга Кочиева.

По ее словам, корпус, в котором жила эта семья, сгорел полностью – от крыши до подвала. Это был 4-этажный большой дом, и теперь все его жители - бездомные.

Сложная ситуация с жильем коснулась практически каждого в Цхинвале. Родственники Инги Кочиевой, к примеру, живут, по ее словам, в подвале дома их знакомых, куда их пустили на время.

"Мои родственники живут в подвале дома знакомых. Та семья живет во Владикавказе, и они разрешили им заселиться в этот подвал. Вот они там и живут. Старушка больная, муж у нее скончался там же недели через две после войны. Не выдержал всего этого кошмара. Все это очень драматично и очень трагично. Это нельзя назвать человеческим образом жизни", - говорит журналистка.

По ее словам, помощь со стороны России в Южную Осетию идет. "Хотя каким образом она оказывается – понять сложно, к тому же многие люди недовольны тем жильем, в которое им будут предлагать вселяться", - отмечает Кочиева.

"Россия, конечно, помогает. Но здесь все идет какими-то этапами. Сначала сносили частное жилье, сгоревшие, разрушенные дома. Это все сносят до сих пор. Снесли огромную часть и вывезли весь мусор. Зачистили место для строительной площадки. Строить начали, но строят как-то неактивно", - рассказывает жительница Цхинвала.

Тем, что уже построено, люди, по ее словам, не очень довольны потому, что "выходит неадекватно тому, что они потеряли". "Здесь принято – большой дом с подвалом, в котором все хранится, а эти домики - маленькие, дачного типа, очень мелкие домишки. Правда, кто жил очень плохо, те довольны. Но большей частью людям как-то обидно", - говорит Инга Кочиева.

По ее словам, накануне опять были объявлены новые этапы строительства жилья для пострадавших во время событий августа прошлого года, однако местным жителям непонятно, каковы сроки, темп и скорость строительства у этого жилья.

"Сейчас какие-то следующие этапы объявлены, переходят к строительству, как его называют, муниципального жилья, то есть будут квартиры в корпусах. Но какие тут темпы и скорость строительства – неизвестно", - рассказывает Инга Кочиева.

Ранее югоосетинский правозащитник Виссарион Асеев заявил корреспонденту "Кавказского узла", что в Цхинвале не хватает жилья, восстановление идет, но очень медленными темпами.

"Непонятно – они планируют к концу года 200 домовладений сдать, но что-то пока уверенности нет, что это у них получится. Прошлую зиму как-то пережили, что касается предстоящей – уверенности в том, что переживем ее нормально, нет. Тогда пережили все вместе – кто у кого жил, а сейчас люди уже палатки начали ставить, в палатках жить", - рассказал Виссарион Асеев.

 

По данным Южного регионального центра МЧС России, всего на территории субъектов ЮФО России в ПВРах были размещены 3 661 человек из Южной Осетии, в том числе 1 717 детей. Общее же количество беженцев ранее оценивалось в 30 тысяч человек.

В марте мэрия столицы Южной Осетии Цхинвала подвела итоги обследования жилого фонда города, пострадавшего в результате военных действий в августе 2008 года. По данным мэрии, средние и легкие повреждения получили 2606 домов общей площадью 547 260 кв. м.

Как ранее сообщал "Кавказский узел", в июне текущего года в Южной Осетии специалисты приступили к работам по восстановлению частного жилья в одном из самых старых районов Цхинвала по улице Тельмана - там хотят построить таунхаусы.

Примерно в то же время председатель Межведомственной комиссии Роман Панов попросил определиться с типовыми домами, которые уже готовы. К примеру, к ним относятся 110 домов Еврейского квартала Цхинвала. Из них 50 домов готово к закладке фундаментов. Они, согласно порядку реализации проектов по восстановлению и новому строительству индивидуального жилья в Южной Осетии, должны утверждаться Госкомитетом по восстановлению.

На восстановление Южной Осетии Россия выделила 1,5 млрд рублей в 2008 году и еще 8,5 млрд в 2009. По словам Романа Панова, на 1 июня восстановительные работы прошли уже на общую сумму 1,65 млрд. рублей, из них выплачены 1,58 млрд. рублей.

В марте было также подписано межправительственное соглашение, согласно которому Цхинвалу выделяется финансовая помощь в размере 2,8 млрд рублей. Эта сумма пойдет на текущие расходы республики и не включается в выделенные 10 млрд рублей на восстановительные работы.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"