Международная федерация журналистов: в Чечне убийцы журналистов не наказаны
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Чеченская Республика является одним из трех мест России, где с 1993 года по 2007 год ни один из убийц журналистов не был привлечен к ответственности. Об этом было заявлено на представлении доклада "Избирательное правосудие. Расследования смертей журналистов в России, 1993-2009", подготовленного Международной федерацией журналистов.
"В стране есть три места, где с 1993 по 2007 годы ни один из убийц журналистов, независимо от мотива, не был привлечен к ответственности. Одно из таких мест — Чечня. Другое — остальные республики Северного Кавказа, где в 2008 году произошло три убийства работников СМИ из пяти по России. Третье — Санкт-Петербург, где только в начале 2008 года впервые за 15 лет предстал перед судом убийца журналиста", - сообщается в докладе, представленном вчера, 15 июня, в Мраморном зале Центрального Дома журналиста в Москве.
Круглый стол, на котором состоялась презентация доклада, вела секретарь Союза журналистов России Надежда Ажгихина. На мероприятие собралось порядка 30 человек, включая журналистов из регионов Северного Кавказа. Среди них был Руслан Гусаров, руководитель Северокавказского центра НТВ. Представителей прокуратуры и ФСБ на встрече не было, на что в своем выступлении обратил внимание президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов.
Доклад был составлен на основе исследований Международной федерации журналистов при поддержке Европейской ассоциации журналистов при сотрудничестве с российскими коллегами - российским Союзом журналистов (СЖР), Фондом защиты гласности (ФЗГ) и Центром экстремальной журналистики (ЦЭЖ). Весомый вклад в работу над докладом также внесли Агентство журналистских расследований (АЖУР) из Санкт-Петербурга и отдел расследований "Новой газеты".
В ходе презентации выступали президент Международной федерации журналистов Джим Бумелла, президент Европейской федерации журналистов Арне Кениг, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, советник московского бюро ЮНЕСКО Мариус Лукошунас, президенты ФЗГ и ЦЭЖ, секретари СЖР, представители других журналистских организаций.
Выступавшие отмечали, что ситуация с убийствами журналистов в России не улучшается из года в год. В связи с этим выдвигались предложения внести поправки в российское законодательство и приравнять преступления против журналистов к преступлениям против государственных деятелей и представителей правоохранительных органов.
В интервью корреспонденту "Кавказского узла" президент Международной федерации журналистов Джим Бумелла заявил, что ситуация с убийствами журналистов на Кавказе похожа на ситуации с убийствами журналистов в других регионах мира, в которых идут локальные военные конфликты или все еще остаются нерешенные вопросы после прекращения таких конфликтов. И работа журналистов в таких регионах всегда опасна для журналистов.
"Журналисты критикуют власть и получают за это пулю. Именно за это чаще всего расправляются с российскими представителями СМИ. Большинство журналистов погибают не просто потому, что с ними произошел несчастный случай. Нет, это запланированное убийство. Как было в случае с Анной Политковской. На журналистов планомерно охотятся, организуют их убийства. Я был шокирован, когда узнал из доклада, сколько представителей СМИ погибли за последние годы в российских регионах. Нужно положить этому конец", - отметил Джим Бумелла на представлении доклада.
"Нападения и избиения журналистов, которые пытаются добиться правды и написать или рассказать об этом, продолжаются. За последние 15 лет в стране были убиты 315 журналистов. Нередко их убивают за свою работу. Громкие нападения последних месяцев - убийство в январе этого года молодой журналистки "Новой газеты" Анастасии Бабуровой, которая погибла вместе с адвокатом Станиславом Маркеловым. Позднее - ряд нападений на представителей СМИ в регионах. Все больше отмечается инцидентов с представителями СМИ, которые работают на Северном Кавказе", - сообщается в докладе "Избирательное правосудие. Расследования смертей журналистов в России, 1993-2009".
Международная Федерация журналистов отмечает, что с 1993 года по 2008 годы в России произошло 35 убийств журналистов, по поводу которых наблюдатели считают, что они либо наверняка стали жертвами из-за работы, либо существует подозрение в этом. Причем, 14 журналистов из 35 были убиты в Чечне, на Северном Кавказе и Санкт-Петербурге.
С 2005 года четверо журналистов убиты в Дагестане и Ингушетии: Магомед Варисов, Гаджи Абашилов, Магомед Евлоев и Тельман Алишаев. Послужной список этих регионов до сих пор оставляет мало надежды на тщательное расследование этих случаев, не говоря уже о судебном преследовании подозреваемых в убийствах.
Необходимо принять меры к искоренению полной безнаказанности в тех частях страны, где многие годы никто не привлекался к ответственности за убийства журналистов. Это относится не только к Северному Кавказу (включая Чечню), но и к Санкт-Петербургу, подчеркивается в докладе.
Согласно докладу “Частичное правосудие: исследование смертей журналистов в России, 1993-2009”, опубликованного Международной федерацией журналистов, в котором была использована информация базы данных этой организации и другие сведения, собранные в Москве за последние 16 лет Фондом защиты гласности и Центром экстремальной журналистики, в Чечне за указанный период погибло 36 журналистов.
В 1993 году известно об одном погибшем – Дмитрии Крикорянце. В 1994 году погибло четверо – Хусейн Гузуев, Гелани Чаригов, Синтия Элбаум, Билал Ахмадов, все они погибли в результате перестрелок.
Наибольшее количество погибших в Чечне журналистов приходится на 1995 год. Шесть человек - Владимир Житаренко, Йохен Пист, Валентин Янус, Руслан Цебиев, Малкан Сулейманова, Фархад Керимов - погибли в результате перестрелок. Четверо - Максим Шабалин, Феликс Титов, Сергей Иванoв, Андрей Шумак - пропали без вести. Шимхан Кагиров погиб в результате убийства, Евгений Молчанов – в результате несчастного случая, Султан Нуриев – при неизвестных обстоятельствах.
В 1996 году в Чечне погибло 5 журналистов - Виктор Пименов, Анатолий Ягодин, Надежда Чайкова, Нина Ефимова и Рамзан Хаджиев. В 1999 году в республике в результате перестрелок и одного несчастного случая погибли четверо журналистов - Супьян Эпендиев, Шамиль Гигаев, Рамзан Межидов и Александр Лоскутов.
В 2000 году в Чечне погибли четверо - Владимир Яцина, Луиза Аржиева, Александр Ефремов и Адам Тепсуркаев. За период с 2002 по 2006 год известно о гибели пяти журналистов - Юрия Баранюка, Исы Абаева, Ханпаша Теркибаева, Адлана Хасанова и Элины Эрсеноевой.
Бывший сотрудник спецподразделений МВД Дмитрий Беркут рассказал корреспонденту "Кавказского узла" о том, как в Чечне федеральные подразделения относятся к журналистам.
"Почти как к врагам. И если это не "припудренная" девочка, которую, раскланявшись, привез большой начальник в больших погонах, с журналистами вообще никто не будет общаться. Причем сотрудники спецподразделений законно аргументируют это тем, что не могут ни разрешать снимать свои лица, ни называть имен, ни разговаривать с журналистами "по понятным причинам", - говорит Беркут.
"Причем обиды бывают взаимные. Во время операции по ликвидации одной группировки на границе с Грузией, рядом с Дагестаном, съемочную группу НТВ не пропустили через блокпост. Приказ комендатуры — журналистов держать на месте. И что им оставалось делать? Естественно, они стали снимать все подряд, какие-то старые гильзы, разорванные куски НУРСов (неуправляемые реактивные снаряды — прим. "Кавказского узла"), которые валялись в округе. И сделали-таки сюжет. Переврали все населенные пункты, дополнили материал архивными кадрами, после чего у бойцов были проблемы дома", - говорит Дмитрий Беркут.
По его словам, журналисты не знали, в каком именно районе идут боестолкновения. Они просто открыли карту района и наугад назвали несколько населенных пунктов. В их число попали и те, в которых дислоцировались российские подразделения, но боев в них не было.
"А "женсовет" дома, состоящий из жен и матерей бойцов, подразделения которых стояли в этих населенных пунктов, поднял тревогу — по НТВ же сказали, что там идут "сильные бои", хотя там ничего вообще не было. Поэтому ребятам пришлось срочно организовывать конвой до Дагестана, чтобы оттуда отзвониться с переговорного пункта домой, успокоить семьи и объяснить, чтобы они не верили тому, что пишут и показывают СМИ", - рассказал собеседник.
По его словам, журналистов после этого стали ненавидеть еще больше. "Была даже негласная команда — когда оцеплен квадрат, где происходит операция, и если журналисты, которых не пускают туда на дорогах, а они обычно лезут во все щели, чтобы хоть что-то снять, попадутся внутри квадрата операции — можно смело стрелять. Никому за это, мол, ничего не будет, зато журналистов потом долго здесь никто точно не увидит. В случае же разборок все можно списать на боевиков", - рассказывает Дмитрий Беркут, добавляя, что порой то, что сопровождает некоторые спецоперации, многим начальникам в погонах не хотелось бы освещать в СМИ.
Отметим, что на проблемы со свободой слова и СМИ в России ранее указывали и другие организации.
Международная правозащитная организация Freedom House в докладе о свободе слова в мире отметила, что все сферы российских СМИ являются несвободными, а Россия остается самой опасной для журналистов страной. В докладе Россия - на 174 месте из 195 стран по свободе слова и независимости СМИ.
Государственный департамент США в докладе за 2008 год обратил внимание на ущемление свободы слова в РФ, давление на независимые СМИ, нераскрытые убийства журналистов и притеснение правозащитных неправительственных организаций в России.
Комитет по защите журналистов (КЗЖ) в докладе "Нападения на Прессу 2008" отметил, что с 2000 г. в России было убито шестнадцать журналистов, и лишь одно из этих убийств было раскрыто.
Кроме того, КЗЖ отмечает, что в августовском военном конфликте Грузии и России в 2008 году погибли трое журналистов и были ранены десять. Правозащитная организация указывает также на целый ряд нападений на представителей прессы в Российской Федерации и, в особенности, на Северном Кавказе.
Отметим, что 28 мая международная правозащитная организация Amnesty International представила в нескольких странах мира доклад, в котором наиболее проблемным регионом в России в сфере нарушений прав человека назван Северный Кавказ.