У войны не женское лицо
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Самое подлое изобретение цивилизации - принцип политической целесообразности, которым сегодня многие пытаются оправдать любое преступление.
Грузинские женщины, преодолевая все информационные барьеры, обратились к российским, с призывом прекратить детоубийственную войну и заняться обустройством мира. Эта короткая новость, практически не замеченная крупнейшими СМИ, - одна из самых обнадеживающих, наряду с планом Медведева-Саркози. Значит, есть шанс, что нормальная жизнь действительно скоро начнет обустраиваться.
Сколько человечество себя помнит, после того, как отгремели пушки, именно женщины заново разводят очаг, ухаживают за ранеными, учат детей дружить с сыном соседа - вчерашнего врага и находить необходимые слова не ненависти, а сочувствия. Именно поэтому мы и существуем по сию пору, сколько бы наши предки ни убивали друг друга - ради шкуры убитого мамонта, золотых приисков или контроля над землями далеких племен.
История войн и разрушений, имена великих или жалких мужей, начинавших сражения, обстоятельства их ратного подвига или позорного бегства хорошо известны и многократно описаны. О том, что происходило после штурма городов и цивилизаций, как на выжженной земле возрождалась жизнь, история молчит. Наверное, не только потому, что большинство участниц и тружениц этого возрождения до недавнего времени просто не умели писать и читать.
Женщины и дети в ходе исторических событий, то есть войн, были ни чем иным, как объектом и трофеем, как племенной скот или иное имущество, и участь их определялась не столько уровнем развития общества, сколько традициями и обстоятельствами. Умерший скифский вождь уносил с собой в могилу не только жен и наложниц, но и множество служанок из числа, как правило, пленных. Доблестные казаки Запорожской Сечи, почуяв возможное поражение, быстро резали парнокопатных, жен и детей - чтобы не достались победителю.
Преступление полковника Буданова, массовые изнасилования по этническому принципу в бывшей Югославии, похищенные захватчиками осетинские девочки - это звенья одной цепи, напоминающей, что мы не так далеко ушли от времени крестовых походов или Чингисхана.
Еще перед второй мировой войной известный американский генерал говорил - конечно, я могу запретить солдатам насиловать женщин захваченных территорий, но ведь это так естественно.
Война и насилие, в любых формах - это синонимы. Любая война начинается во имя вполне конкретных и простых интересов вполне конкретными людьми. Последние годы почти все войны используют броские пропагандистские лозунги, прикрываясь, как некогда именем Христа или Аллаха, принципами защиты демократических ценностей, территориальной целостности, защиты конституционного порядка и т. д. и т. п. Падают снаряды, гибнут женщины и дети, разрушаются роддома и университеты, и сами принципы демократии и базовых прав человека, принципы здравого смысла.
Много лет назад Артем Боровик, воссоздавая историю Афганской авантюры, сравнил ее с половым актом импотента (тогда советские военачальники на него очень обиделись). Не будет преувеличением заметить, что именно так можно сказать о любой агрессии - это свидетельство несостоятельности политиков, дипломатов, аналитиков и сотрудников спецслужб, знак личных нерешенных проблем тех, кто развязывает войны, будучи не в силах решить проблемы - будь то недостаток доверия собственных избирателей или траектория ресурсонесущих труб иным путем. Тогда начинают бомбить - Кабул и Багдад, Грозный, Белград, Цхинвали...
Наверное, самое подлое достижение цивилизации - принцип политической целесообразности, которым сегодня многие склонны оправдывать любое преступление, любую глупость и авантюру. Жизнь, благополучие людей при этом - в лучшем случае объект спекуляции и аргумент в геополитической дискуссии. И сами люди подчас становятся заложниками этого сюрреалистического пейзажа, повторяя пропагандистские лозунги и призывая к новому насилию, подстегиваемые собственными несчастьями и безысходностью - мы видим их едва ли не ежедневно по ТВ, на митингах и манифестациях в поддержку тех или иных политиков, разжигающих конфликты - во всех регионах мира.
Сможем ли мы когда-нибудь преодолеть это? Думаю, да, если научимся слышать голоса женщин, не только зовущих к миру, но и умеющих реально воссоздавать его.
Такой опыт есть во многих странах, будь то Израиль и Палестина, бывшая Югославия, Латинская Америка, Африка...
Есть практика и в бывшем СССР (диалог закавказских женщин начал работать еще в 1995 году), ассоциация «Это войны» реально помогла сотням бывших солдат, женщинам и детям в Чечне и Южном федеральном округе. Опыт мироустройства уже обширен, он мог бы пригодиться всем. И, главное, стать действенным инструментом и помощником в построении действительно нового общественного порядка, основанного на уважении к человеческой жизни и правам личности, не приемлющего слов ненависти и вражды в своем языке.
Мира, который нам всем так нужен.
Надежда Ажгихина
"Деловой вторник"
19 августа 2008, № 29