Выпускники школы-интерната селения Нартан Кабардино-Балкарии обвинены в краже
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Выпускники школы-интерната селения Нартан Чегемского района Кабардино-Балкарии, которые продолжают писать жалобы в защиту уволенной с должности заведующей детским домом Людмилы Мамхеговой, были обвинены в том, что ими была совершена кража компьютера, денег в сумме 17 тысяч и паспортов из кабинета социального педагога.
Об этом корреспонденту «Кавказского узла» сообщили выпускники, которые были допрошены в отделениях милиции как селения Нартан, так и Чегемского РОВД. Среди подозреваемых - три девушки и двое юношей.
Напомним, что ранее в школе-интернате N5 селения Нартан Чегемского района Кабардино-Балкарии местная прокуратура и республиканское министерство образования провели проверки, по итогам которых было заявлено о нарушении законодательства об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, выяснилось, что две воспитанницы интерната 15 и 16 лет были беременны.
За этим последовала реакция директора интерната Алисултана Алишанова, который уволил своего заместителя по обеспечению жизнедеятельности воспитанников (заведующую детским домом) Людмилу Мамхегову и предложил уволиться по собственному желанию завучу Марине Бариевой.
Как рассказала одна из девушек Ольга Рыбалко, 8 июня она была задержана прямо возле ворот школы-интерната и доставлена в ОВД селения Нартан, где, по ее словам, ее уговаривали, чтобы она призналась в причастности к краже. Девушка плакала и говорила, что ничего не знает. Ее отпустили через три часа. Потом в милицию были доставлена ее сестра Светлана и воспитательница Евгения Казаченко.
Бывшая воспитанница, а ныне воспитательница школы-интерната Казаченко рассказала: «Со мной беседовал сотрудник милиции Аслан Кишев. Он утверждал, что я знаю, кто совершил кражу, что собака взяла след, который привел к нашей двери. Я просила опросить девушку, которая живет с нами в одном отсеке и может подтвердить, что мы ночью никуда не выходили, и к нам никто не приходил. Но ее не опросили. Не опросили даже сторожа школы-интерната».
По словам Евгении Казаченко, «милиционеры говорили, что процессор украли для Людмилы Мамхеговой, что ей нужна база данных воспитанников интерната». «Я заявила, что это ложь, что Мамхеговой не нужна база данных, и что я пожалуюсь на них в Москву. От этих слов сотрудник Артур пришел в ярость и сказал, чтобы я жаловалась куда хочу. Далее он сказал: «а если мне надо будет, отпечатки твоих пальцев найдутся на месте преступления, и ты загремишь в тюрьму».
После допроса и отбора объяснений, девушек отпустили.
По словам воспитанников интерната Романа Потапова и Ярослава Мигирова, их продержали в участке шесть часов, при этом, оскорбляли и унижали, а Мигирова еще и избили. В акте медицинского освидетельствования отмечается наличие у воспитанника «ушиба мягких тканей и ссадины лица».
Мигирова и Потапова отпустили после вмешательства руководителя республиканского Общественного правозащитного центра Валерия Хатажукова.
Как рассказали воспитанники, 5 июня они встречались с заместителем министра образования и науки Борисом Муртазовым, к которому они были вызваны после обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
27 мая из аппарата Уполномоченного за подписью начальника Управления по правам ребенка Н.А.Яковлевой пришло письмо, в котором говорится, что «жалоба направлена в прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики с ходатайством о восстановлении прав воспитанников школы-интерната №5 селения Нартан».
«C Бориcом Муртазовым и еще двумя сотрудниками министерства состоялся прямой разговор. Нас было восемь человек, выпускников интерната. Мы высказали все, что мы думаем и о директоре школы-интерната Алишанове, об уволенной Людмиле Мамхеговой, а также о руководстве министерства, которое на все наши жалобы шлет отписки», - рассказали воспитанники. По их словам, они потребовали дать письменный ответ на вопрос о том, за что уволили Мамхегову.
Воспитанники отметили, что не заметили реакции в министерстве, «зато, когда вернулись в школу-интернат, все уже знали, где они были и о чем говорили».
После этого случилась упомянутая кража. «Кража была инсценирована, - говорят воспитанники, - для того, чтобы, во-первых, вылить грязь на Мамхегову, распространив слухи, что якобы это она подговорила нас украсть компьютер, во-вторых, подставить нас, в отместку за то, что мы на ее стороне».
Ярослав Мигиров рассказал, что ранее в конфликте между директором школы и уволенной заведующей детским домом был на стороне директора, так как тот обещал ему «золотые горы», а именно однокомнатную квартиру в городе Нарткала для проживания сроком на семь лет и другую помощь. А в итоге, по словам воспитанника, когда директор решил, что конфликт исчерпан, отправил юношу в Объединенные Арабские Эмираты, дав ему на дорогу 17 тысяч рублей.
«Я не знаю ни арабского, ни английского языка, а без этого никакой работы я там найти не смог бы», - отметил воспитанник. Когда Мигиров вернулся в Нальчик, в первую же ночь его выгнали из детского дома.
Сестры Рыбалко после окончания школы-интерната остались работать там швеями. Ранее их рабочее место располагалось в кабинете технологии, откуда их, по словам самих Рыбалко, перевели в неприспособленное подвальное помещение.
К некоторым выпускникам школы-интерната, которые живут за его пределами, приезжали с угрозами неизвестные лица.
Все это воспитанники и выпускники считают результатом того, что в конфликте директора с уволенной заведующей детским домом они остались на стороне Мамхеговой и пишут в ее поддержку жалобы, считая увольнение несправедливым.
«Она наша мать, - говорят выпускники. – Мы понимаем, что по возрасту она могла и сама уйти. Но мы не согласны с тем, как с ней поступили, считаем это величайшей несправедливостью».
В беседе с корреспондентом «Кавказского узла» директор школы-интерната Алисултан Алишанов сообщил, что кража в школе-интернате, действительно, имела место. Он также добавил, что не в курсе того, что ребят доставляли в милицию.
«Меня в то время не было, я был занят на ЕГЭ, поэтому не в курсе. Я не общался со следователями, но мне известно, что они с собакой поработали над поиском следов», - пояснил Алишанов.
Директор опроверг предположение о том, что он преследует воспитанников интерната за их позицию по поводу увольнения Мамхеговой. «Нет, конечно. Это ниже достоинства любого руководителя», - подчеркнул Алишанов.
По словам директора школы-интерната, сестры Рыбалко сами попросились в новое помещение. «Вы бы видели, как они плакали, просились в то помещение. Это - цокольный этаж, помещение с евроремонтом», - отметил Алисултан Алишанов.
Слова директора опровергают сестры Рыбалко. По их словам, после дачи объяснений работнику прокуратуры в январе этого года, директор им заявил: «Я вам создавал райские условия. Я вас жалел. Этого больше не будет. Вы перейдете в прачечную, и будете шить там». «Мы взмолились: «Куда угодно, только не в прачечную». Тогда он сказал: «Пусть отправляются в подвал. Там их место», - пояснили сестры Рыбалко.
По поводу воспитанника Ярослава Мигирова, отправленного в ОАЭ, директор сказал, что он сам туда захотел, что у него там «зять, сестра». «Мы ему немного помогли», - отметил Алишанов.
Мигиров опроверг слова директора, заявив, что он «круглый сирота», и никаких родственников у него в Эмиратах нет.
Напомним, в марте текущего года бывшие воспитанники школы-интерната для детей-сирот №5 селения Нартан Кабардино-Балкарии высказали возмущение ответом министра образования и науки республики Сафарби Шхагапсоева на свое обращение в официальные структуры республики. Они считают ответ неполным и заявляют, что их мнение игнорируется.
В ответе министра выпускникам интерната, в частности, говорится, что в результате комплексной проверки школы-интерната, проведенной в ноябре 2008 года, выявлены серьезные недостатки в работе учреждения. По ее итогам директору Алишанову объявлен выговор за ненадлежащую организацию управления школой-интернатом.
Кроме того, говорится в ответе, принято решение о несоответствии занимаемой должности трех заместителей директора, в том числе Мамхеговой Л.К., заместителя по обеспечению жизнедеятельности воспитанников, а приказом по школе-интернату Мамхегова была освобождена от занимаемой должности.
Отметим, 10 бывших воспитанников обратились к правозащитникам с письмом, в котором жалуются на давление со стороны руководства школы-интерната.
Комментируя ответ прокуратуры республики и ситуацию в целом, руководитель Республиканского Правозащитного центра Валерий Хатажуков отметил, что общественность должна деликатно отнестись к проблемам в школе-интернате, не забывая, что речь идет о детях. Он считает, что в данной ситуации традиционный прием наказания "стрелочников" неприемлем.
Справка. В Кабардино-Балкарии 15 детских интернатных учреждений. Их них только два - в Нартане (217 детей) и селении Крем-Константиновка (59 детей) - предназначены для сирот. Финансируются интернаты из республиканского бюджета.
Селение Нартан находится на расстоянии 11 км восточнее Нальчика. В поселке живет 12 тысяч человек. Национальный состав - кабардинцы, русские, балкарцы, турки-месхетинцы.