Выпускники интерната в Кабардино-Балкарии недовольны ответом министра образования республики

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Бывшие воспитанники школы-интерната для детей-сирот №5 селения Нартан Кабардино-Балкарии возмущены ответом министра образования и науки республики Сафарби Шхагапсоева на свое обращение в официальные структуры республики и считают его неполным. Они также заявляют, что их мнение игнорируется.

Напомним, что ранее в школе-интернате N5 селения Нартан Чегемского района Кабардино-Балкарии местная прокуратура и республиканское министерство образования провели проверки, по итогам которых было заявлено о нарушении законодательства об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, две воспитанницы интерната 15 и 16 лет были беременны.

За этим последовала реакция директора интерната Алисултана Алишанова, который уволил своего заместителя по обеспечению жизнедеятельности воспитанников (заведующую детским домом) Людмилу Мамхегову и предложил уволиться по собственному желанию завучу Марине Бариевой.

В ответе министра выпускникам интерната, в частности, говорится, что в результате комплексной проверки школы-интерната, проведенной в ноябре 2008 года, выявлены серьезные недостатки в работе учреждения. По ее итогам директору Алишанову объявлен выговор за ненадлежащую организацию управления школой-интернатом.

Кроме того, говорится в ответе, принято решение о несоответствии занимаемой должности трех заместителей директора, в том числе Мамхеговой Л.К., заместителя по обеспечению жизнедеятельности воспитанников, а приказом по школе-интернату Мамхегова была освобождена от занимаемой должности.

"Во время встречи с вами заместителя министра образования и науки Б.С. Муртазова и депутата Парламента И. А. Дадова подробно были обсуждены все проблемы, поднятые в письме на имя Правительства КБР",- говорится далее в ответ министра.

Выпускники интерната находятся в недоумении от ответа министра. "С нами никто не встречался - ни заместитель министра, ни депутат. Это, во-первых, - рассказывает один из подписавших его – Виталий Сенников. - Во-вторых, мы писали в защиту заведующей детским домом Людмилы Керимовны Мамхеговой, увольнение которой считаем несправедливым, а нам отвечают, что "меры приняты", в качестве этого указывают ее увольнение".

"Наше мнение игнорируют. Нас никто не слышит. Всю ответственность за происходящее в школе-интернате переложили на Мамхегову, как будто она более ответственна, чем директор, а он получил лишь выговор. А с выговором он может еще двадцать лет там просидеть",- говорит Виталий Сенников.

Другой бывший детдомовец Борис Виндюков также сетует на то, что представители государства, чиновники, игнорируют их мнение. "Потому что мы из детдома? -  с горечью спрашивает он. - Но мы полноценные граждане государства, почему с нашим мнением не считаются?".

Борис Виндюков отмечает неточности в ответе министра. "Из интерната уволена одна Мамхегова, которая была для детей всем. Завуч Марина Бариева ушла по собственному желанию. А кто третий?", - говорит собеседник корреспондента "Кавказского узла".

Отметим, что 10 бывших воспитанников обратились к правозащитникам с письмом, в котором жалуются на давление со стороны руководства школы-интерната.

Между тем, директор интерната Алисултан Алишанов продолжает настаивать, что проблемы, которые стали достоянием гласности после проверок, находились в ведении уволенной позже Мамхеговой. "Я - директор, менеджер. Моя задача - создание комфортных условий в жилых помещениях и на территории", - утверждает Алишанов.

Алишанов, в защиту которого выступили 17 депутатов парламента республики, в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заявил, что беременность девочек наступила во время летних каникул, когда они были отпущены к родителям. "Их забрали родственники, они написали заявления, что обязуются нести ответственность. Я признаю, что так не должно было случиться",- говорит он, добавляя, что девочкам оказывается помощь, одна из них выходит замуж за отца своего будущего ребенка.

Людмила Мамхегова считает, что все произошедшее в интернате - результат действий директора. "Да, я отвечала за детей. Но кто отпустил девочек к родителям, лишенным родительских прав? У меня за 19 лет ни одного подобного случая не было, пока он не отстранил меня от должности и не взял все на себя", - говорит уволенная после проверок заведующая детским домом.

В то же время, Мамхегова отмечает, что дело далеко не только в беременности девочек - в интернате имеют место грубейшие нарушения прав детей, однако чиновники от образования в упор не хотят их замечать. "Такое положение дел кому-то на руку", - уверена она.

Комментируя ответ прокуратуры республики и ситуацию в целом, руководитель Республиканского Правозащитного центра Валерий Хатажуков отметил, что общественность должна деликатно отнестись к проблемам в школе-интернате №5 в селении Нартан Кабардино-Балкарии, не забывая, что речь идет о детях. Он считает, что в данной ситуации традиционный прием наказания "стрелочников" неприемлем.

Профессор КБГУ, в прошлом министр образования, Хажисмель Тхагапсоев согласен с мнением правозащитника, он отметил, что "когда в подобных интернатных учреждениях возникают какие-то проблемы, то, как правило, принято менять руководство, чтобы произошло оздоровление и обновление в интересах детей".

В Кабардино-Балкарии 15 детских интернатных учреждений. Их них только два - в Нартане (217 детей) и селении Крем-Константиновка (59 детей) предназначены для сирот. По данным Минобразования, объем их финансирования составляет 95-100 процентов и имеет тенденцию к увеличению. Финансируются интернаты из республиканского бюджета. О размерах отпускаемых средств ничего узнать не удалось, в министерстве ответили только, что дети обеспечены всем необходимым по российским нормативам.

Селение Нартан находится на расстоянии 11 км восточнее Нальчика. В поселке живет  12 тысяч человек. Национальный состав - кабардинцы, русские, балкарцы, турки-месхетинцы.

Автор:
источник: собственный корреспондент "Кавказского узла"