Экс-лидеры Ичкерии публично отреклись от идеи газавата в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бывшие лидеры непризнанной Ичкерии впервые публично дали негативную оценку событиям 90-х годов в Чечне, признав, что пропагандируемая ими идеология была ложной. Об этом они заявили в прямом эфире республиканской телекомпании "Грозный", вещающей через спутник на многие страны мира.
Программа с участием президента Чечни Рамзана Кадырова, бывших лидеров духовенства и руководителей правоохранительных структур Ичкерии длилась более четырех часов и закончилась глубокой ночью.
Экс-муфтий Ичкерии Бай-Али Тевсиев, объявивший в республике в конце 1999 года газават (священная война, предписанная Кораном и объявляемая мусульманами иноверцам) заявил, что это был ложный шаг и оснований для объявления священной войны не было.
"Повода для объявления газавата в конце 1999 года в республике не было, но бывший тогда президент Аслан Масхадов путем обмана вынудил принять это решение, сказав, что "это формальность и после объявления газавата Россия сядет за стол переговоров", но за этим последовала кровопролитная война, и после этого я отказался быть муфтием и покинул республику", - рассказал Тевсиев, который на днях вернулся из Австрии, где он находился последние годы.
По мнению Тевсиева, "это был не газават, а подстава собственного народа руководством Ичкерии в личных целях". Также он отметил, что фактически стал муфтием незаконно. "Масхадов указом освободил бывшего тогда муфтием Ахмат-хаджи Кадырова, хотя он такого права не имел, так как лидер духовенства избирается и освобождается только решением собрания духовенства - меджлиса, и авторитетные религиозные деятели тогда не признали указ Масхадова и считали своим лидером Кадырова", - рассказал Бай-Али Тевсиев.
Масхадов, по словам Тевсиева, требовал от него издать "фетву" (предписание), позволяющую убивать чеченцев, работавших в госструктурах. "Я сказал, что никогда не пойду на такое, на что он сообщил, что найдет другого муфтия, который это сделает", - рассказал Тевсиев.
Казбек Махашев, бывший в тот период министром внутренних дел Ичкерии, который также приехал в Чечню из-за границы, заявил, что "фактически в республике в преддверии войны с Россией царил правовой хаос, власть была захвачена вооруженными группами, действовавший президент Аслан Масхадов не влиял на ситуацию".
"Непонятно было даже, что за республику мы строим, - приводит слова Махашева "Газета.Ru". - По конституции Ичкерия была светской республикой, а фактически насаждалась шариатская форма правления".
Также в эфире телекомпании "Грозный" президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что находящийся в Лондоне лидер чеченских сепаратистов Ахмед Закаев не принимал непосредственного участия в боевых действиях против федеральных сил и может в любое время вернуться на родину.
"Закаев не воевал. Он, как представитель своей профессии актера, умело делал вид, что он воин, красиво говорил и в большей степени своей болтовней создавал видимость. Он не совершил ничего такого, что могло бы помешать ему вернуться в республику, и я считаю, что он может это сделать - вернуться на свою родину из Лондона и жить в Чечне", - сказал Кадыров. Он уверен, что Закаев "как мусульманин и чеченец обязан это сделать".
"Закаев называет себя "главой правительства в изгнании", хотя при этом прекрасно осознает всю абсурдность своего положения и понимает, что за этим ничего не стоит", - цитирует Кадырова Newsru.com.
Это не первое заявление Кадырова о возможности возвращения Закаева. "Закаев не представляет в Лондоне никого. Давно уже нет Ичкерии, и больше никогда не будет. Поэтому я предлагаю ему вернуться в Россию, вернуться к себе домой в Чеченскую республику и жить вместе со своими родными и близкими, внося посильный вклад в общее дело по возрождению республики", - заявил Кадыров журналистам в Грозном в начале марта. Закаев же заявлял о своем желании "способствовать долгосрочному миру в регионе", находясь в Чечне.
После предыдущих подобных высказываний начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры РФ Саак Карапетян заявил, что оснований для пересмотра выдвинутых против Ахмеда Закаева обвинений нет.
Спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью Анатолий Сафонов заявил в феврале, что Закаев, скрывающийся за границей от российского правосудия, может быть амнистирован, но ему придется доказать в суде свою невиновность.
Напомним, что Закаев в 2001 году был объявлен Генпрокуратурой РФ во всероссийский и международный розыск по обвинению в терроризме, организации убийств мирного населения и сотрудников правоохранительных органов. Лондонский суд в 2003 году отказал в экстрадиции, МВД Великобритании предоставило Закаеву политическое убежище.
Ранее Анзор Масхадов, сын Аслана Масхадова, заявил, что его и родных шантажируют, предлагая вернуться на родину, в противном случае угрожая расправой родственникам, живущим в Чечне. Однако Рамзан Кадыров опроверг информацию о давлении на сына Масхадова, обвинил в распространении подобных сведений желтую прессу, и отметил "что сын за отца не отвечает".
Заявление Масхадова было сделано на фоне возвращения некоторых сепаратистов в Чечню и сообщений о покушениях на чеченцев за рубежом. Чеченские власти связь между последними двумя процессами категорически отрицают, заявляя, что СМИ играют на руку тем, кто желает подорвать процесс возвращения чеченцев на родину.
В числе уже вернувшихся - бывший министр здравоохранения ЧРИ Умар Хамбиев и представитель Докку Умарова в Европе Бухари Бараев, известный чеченский бард Тимур Муцураев, которого называли "певцом Джихада".
По некоторым данным, чеченское руководство сейчас ведет переговоры о возвращении бывшего спикера парламента Ичкерии Ахъяда Идигова (возглавлял чеченский парламент в годы правления Джохара Дудаева и был членом парламента ЧРИ, избранного в 1997 году при Аслане Масхадове). Однако с лидером боевиков Докку Умаровым власти Чечни идти на переговоры не намерены. Кадыров во время пресс-конференции 3 марта предложил ему отдать себя в руки правосудия или уйти из жизни.
Ранее, в 2005 году, шестимесячный сын Докку Умарова, его жена и престарелый отец захватывались в заложники. Позже жена и ребенок Умарова были освобождены, а о судьбе его отца до сих пор ничего не известно, хотя есть предположения, что Хамад Умаров был убит. В МВД Чечни отказывались признать факт похищения родственников Умарова, заявляя, что никто по этому поводу не обращался в правоохранительные органы.
Одним из известных случаев возвращения из лагеря боевиков стала явка с повинной в марте 2004 года бывшего министра обороны Ичкерии Магомеда Ханбиева (ныне депутат парламента Чечни). По данным правозащитных организаций, Ханбиев был вынужден сдаться местным властям, после того как сотрудники службы безопасности президента Чечни захватили в заложники около 40 его ближайших родственников, включая женщин и подростков.
Спустя несколько месяцев после этого силовиками были похищены престарелая сестра и братья и Аслана Масхадова. По мнению сотрудников правозащитных организаций, в течение нескольких месяцев их содержали в одной из тайных тюрем. Утверждается, что тюрьма располагается в родовом селении Кадыров Хоси-Юрте (Центарой). Масхадовых отпустили на свободу только после убийства их брата.
Напомним также о череде громких убийств и покушений за пределами России, которые, как полагают правоохранительные органы некоторых зарубежных стран, были заказными и политически мотивированными. Последним таким инцидентом стало покушение на одного из главных противников Рамзана Кадырова, Героя России и экс-командира спецбатальона "Восток" Сулима Ямадаева, совершенное 28 марта. Среди подозреваемых в покушении Интерпол ищет ближайшего соратника Кадырова, депутата Госдумы России от чеченского отделения партии "Единая Россия" Адама Делимханова. Делимханов свою причастность к преступлению отрицает.