Сдача в плен Магомеда Хамбиева - результат спецоперации, сопровождавшейся захватом заложников

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Правозащитный центр "Мемориал" опроверг официальную версию сдачи в плен Магомеда Хамбиева, известного полевого командира из ближайшего окружения Аслана Масхадова, министра обороны самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия. По сообщениям СМИ, он добровольно сложил оружие и сдался. Именно в этом качестве в понедельник, 8 марта, в селе Центорой Курчалоевского района его представил журналистам Рамзан Кадыров, начальник службы безопасности президента ЧР Ахмада Кадырова. Сдача Магомеда Хамбиева подконтрольным федеральному центру чеченским силовым структурам явилась полной неожиданностью. Хамбиев был с Масхадовым с самого начала, и в предыдущую войну, и в межвоенное время - в отличие от "радикалов", вчерашних противников, которых лишь эта война сделала союзниками. Хамбиев не отходил от Масхадова и в последние годы, в отличие от иных ранее известных полевых командиров, например, Руслана Гелаева. По сути дела, на протяжении последней военной кампании Магомед Хамбиев был министром обороны сепаратистов. Поэтому его добровольная сдача в плен казалась совершенно невозможной.

По официальной версии, озвученной Рамзаном Кадыровым и опубликованной в газете "Коммерсант" 9 марта, сначала в нескольких селах Ножай-Юртовского района "без единого выстрела" были задержаны 9 боевиков Хамбиева. Им предложили выбор: тюрьма или "явка с повинной" - они выбрали последнее. (Кстати, по данным Регионального оперативного штаба, на 5 марта сложил оружие 21 человек из отряда Хамбиева). Далее был блокирован дом Хамбиева в селе Беной Ножай-Юртовского района, но Магомеду удалось бежать, и задержаны были только его родственники - мужчины, проживавшие в доме. Вскоре всех их, кроме двоих молодых людей, отпустили, и Рамзан Кадыров сказал освобожденным: "Уговорите Хамбиева сдаться или приведете его к нам - всех отпустим".

Между тем в точности сведений о "добровольной" сдаче Хамбиева возникали сомнения. Сообщения местных жителей, информация из независимых источников (среди которых был собственный корреспондент "Кавказского узла"), свидетельствовали о том, что Хамбиева вынудили сдаться крайне жесткими действиями, направленными против его родственников.

В пользу этой версии говорило и интервью самого Рамзана Кадырова газете "Русский Курьер" (номер от 10 марта): "Мы оцепили его дом в Беное и три дня вели переговоры" - "То есть вы сделали ему предложение, от которого трудно отказаться?" - "Да, у него не было другого выхода". В первый день "осады" сдались 16 человек, на второй - трое, на третий - сам Магомед Хамбиев.

На основании этих сведений Правозащитный центр "Мемориал" представил собственную версию произошедшего. "В конце февраля в Гудермесе прошло общее построение формирований, как формально подконтрольных Ахмаду Кадырову - службы безопасности, республиканского ОМОНа, спецбатальона "Восток" военной комендатуры под командованием Сулима Ямадаева, - так и состоящего из чеченцев батальона спецназа ГРУ Генштаба МО РФ Саид-Магомеда Какиева. Прибывшие туда Кадыров и его муфтий Шамаев объявили собравшимся, что объявляют "джихад" против чеченского сопротивления, и именно этот "джихад" самый правильный (в отличие от других, включая озвученный Кадыровым в первую войну)", - отмечается в сообщении "Мемориала". Затем все эти формирования направились в горный Ножай-Юртовский район. Колонна насчитывала более ста автомашин, в помощь была дана бронетехника и вертолеты.

С 29 февраля в селах Мескеты, Беной и Турты-Хутор начались массовые задержания родственников Умара и Магомеда Хамбиевых, прежде занимавших высокие посты в правительстве Аслана Масхадова. В селе Турты-Хутор таким образом была захвачена едва ли не половина жителей. Задержания родственников Хамбиевых не ограничивались только Ножай-Юртовским районом. 1 марта в Грозном прямо с занятий увезли двух студентов медицинского факультета Чеченского государственного университета - 19-летнего первокурсника Асламбека Хамбиева и учащегося 6-го курса Шиту Хамбиева. Вслед за этим начались массовые волнения: студенты вышли на митинг перед домом правительства, требуя освободить товарищей. Поначалу власти пытались им угрожать, но затем пошли на переговоры, обещая найти и освободить задержанных. В результате Асламбек Хамбиев был освобожден - в четверг, 4 марта, его в полубессознательном состоянии, избитого выбросили из машины в селе Беной. Судьба Шиты Хамбиева до сих пор неизвестна.

"Небывалая ранее практика - в других населенных пунктах Чечни "кадыровцы" задерживали и увозили женщин, родственниц Хамбиевых, вышедших замуж и уехавших из родных сел. При захвате сестры Асламбека Хамбиева, жившей в мужем и детьми в Гудермесе, был тяжело ранен ее сын-подросток. Ее увезли вместе с мужем, которого впоследствии освободили, саму же ее оставили на "базе" Рамзана Кадырова", - говорится в материалах, предоставленных ПЦ "Мемориал". По сообщению сотрудников МВД Чечни, были задержаны и доставлены в официальные места содержания 16 человек, среди которых были 5 женщин. Однако, по словам родственников и местных жителей, число задержанных больше: 40-200 человек. Людей содержали в изоляторе временного содержания Ножай-Юртовского РОВД, во вкопанных в землю цистернах для горючего на окраине села Беной, и в Гудермесе, в двух незаконных местах содержания, на базах службы безопасности у Рамзана Кадырова и спецбатальона Сулима Ямадаева. Далее началась собственно спецоперация против Магомеда Хамбиева. Через посредников ему передали требование: немедленно сдаться, а в противном случае угрожали расправиться с его родственниками. В итоге Магомед Хамбиев сдался. Эта операция не ограничивалась осадой одного дома в течение трех дней. В течение полутора недель не только в Ножай-Юртовском районе, но по всей Чечне, включая Гудермес и Грозный, задерживали людей, непричастных к деятельности Магомеда Хамбиева.

"Жители Чечни не поняли и не приняли бы его иной выбор - заплатить за свою свободу свободой и жизнью родных означало бы нарушить неписаные законы и обычаи. Его вынудили сдаться. Правда, смущают средства: захват заложников, угрозы и шантаж. Кажется, такие методы называются "террористическими", - говорится в заявлении правозащитной организации.

источник: Собственная информация