Экс-министр здравоохранения Ичкерии стал главным хирургом Чечни

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Умар Хамбиев, бывший министр здравоохранения ЧРИ и генеральный представитель Президента Ичкерии Аслана Масхадова в зарубежных странах, несколько месяцев назад вернувшийся из эмиграции, назначен главным хирургом республики.

О назначении Хамбиева сообщил президент Чечни Рамзан Кадыров на встрече с жителями высокогорного села Беной Ножай-Юртовского района. Соответствующий приказ был подписан министром здравоохранения Чечни Шахидом Ахмадовым.

"Умар Хамбиев является высококлассным специалистом, за свою врачебную практику провел несколько тысяч сложных операций. Я надеюсь, что его опыт и талант переймут наши молодые специалисты", - заявил чеченский президент. До последнего времени Умар Хамбиев работал в местной больнице простым хирургом.

В Чечне отнеслись к этому назначению довольно спокойно. Умара Хамбиева в республике знают и уважают как профессионала своего дела и человека, который даже в тяжелейших условиях боевых действий помогал нуждающимся людям. При этом отношение к родному брату Умара Хамбиева – Магомеду, в годы правления в Чечне Аслана Масхадова занимавшего должность командующего Национальной гвардией Ичкерии, а затем и министра обороны ЧРИ, не такое однозначное.

"Умар – врач, человек, который должен спасать людей, это его профессия. И то, что он стал теперь главным хирургом в республике, можно только приветствовать. Его призвание – помогать людям, лечить и спасать жизни. И он всегда это делал. Даже когда в Грозном шли тяжелейшие бои, когда город нещадно бомбили и обстреливали ракетами и артиллерией, он оперировал людей, рисковал жизнью и прошел через фильтрационный лагерь", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" по этому поводу один из чеченских политологов.

По словам собеседника, пока был жив Масхадов, Хамбиев был его соратником. "Теперь Ичкерии нет, есть Имарат Докки Умарова, где Хамбиев оказался ненужным. Что ему оставалось делать? Он мог провести остаток своей жизни за границей, безбедно жить, но принял решение вернуться. Это его выбор. Его можно и нужно понять", - говорит политолог.

"Другое дело его младший брат, который был министром обороны у Масхадова, военным человеком. Его переход к Кадырову, то есть в стан федералов, многие воспринимают как предательство и нарушение воинской присяги. В мире, думаю, не так уж много примеров, когда министр обороны, пусть даже непризнанной республики, сдавался на милость победителя. Он должен был погибнуть с оружием в руках, как подобает солдату. Умар и Магомед совершенно разные люди, и отношение к ним в республике тоже разное", - утверждает собеседник.

Отметим, что братья Хамбиевы являются выходцами из одного с Рамзаном Кадыровым тейпа – беной. Родственно-тейповые отношения в сегодняшней Чечне, также как и в предыдущие времена, играют довольно серьезную роль.

Умар Хамбиев в свое время закончил Махачкалинский медицинский институт. Министром здравоохранения Чечни он стал в 1997 году, после того, как Президентом Ичкерии был избран Аслан Масхадов. После начала второй военной кампании в Чеченской Республике Хамбиев вместе со своими подчиненными работал в Грозном, при этом лично оперировал раненных людей: как боевиков, так и мирных жителей.

Зимой 2000 года Умар Хамбиев вместе с группой своих коллег, выходивших из захваченного федеральными войсками Грозного, был задержан и некоторое время содержался в Чернокозово. По некоторым данным, он был освобожден из заключения только благодаря вмешательству известного московского бизнесмена Малика Сайдуллаева, который, кстати, тоже принадлежит к тейпу беной. После освобождения из Чернокозово Хамбиев уехал за границу.

В феврале 2004 года Умар Хамбиев был назначен Асланом Масхадовым своим генеральным представителем в Европе. В феврале 2005 года, за месяц до своей гибели Масхадов назначил его руководителем делегации "для контактов с российской стороной". После смерти ичкерийского Президента, Хамбиев фактически отошел от политической жизни. В марте 2007 года он попросил политического убежища в Италии, но ему в этом было отказано.

Брат Умара Хамбиева – Магомед, бывший министр обороны ЧРИ, в марте 2004 года сдался представителям службы безопасности Ахмата Кадырова. Тогда утверждалось, что экс-министр вынужден был сдаться, поскольку сотрудники службы безопасности президента Чечни, которую тогда возглавлял Рамзан Кадыров, захватили в заложники несколько десятков ближайших родственников Магомеда Хамбиева и угрожали их уничтожить. В настоящее время Магомед Хамбиев является депутатом чеченского парламента от партии "Единая Россия".

Младший брат Умара и Магомеда Хамбиевых – Али, тоже врач по профессии, был похищен сотрудниками силовых структур в сентябре 2002 года. В прошлом году, после  конфликта между военнослужащими батальона спецназа ГРУ "Восток" и охраной президента Рамзана Кадырова, когда против командира этого подразделения Сулима Ямадаева и его подчиненных были выдвинуты обвинения в совершении целого ряда тяжких преступлений в отношении мирных граждан, Магомед Хамбиев обвинил "востоковцев" в причастности к похищению и последующему убийству Али.

Несколько месяцев назад в Гудермесском районе республики, в непосредственной близости от места дислокации батальона "Восток", было обнаружено несколько мест захоронений людей, ставших жертвами внесудебных расправ. По некоторым данным, несколько человек из них были опознаны, в том числе и Али Хамбиев.

Как уже сообщал "Кавказский узел", в числе уже вернувшихся, помимо бывшего министра здравоохранения ЧРИ Умара Хамбиева, - представитель Докку Умарова в Европе Бухари Бараев, известный чеченский бард Тимур Муцураев, которого называли "певцом Джихада". 3 марта глава Чечни предложил вернуться в республику экс-эмиссару сепаратистов Ахмеду Закаеву. Последний же заявил о своем желании "способствовать долгосрочному миру в регионе", находясь в Чечне.

По некоторым данным, чеченское руководство сейчас ведет переговоры о возвращении бывшего спикера парламента Ичкерии Ахъяда Идигова (возглавлял чеченский парламент в годы правления Джохара Дудаева и был членом парламента ЧРИ, избранного в 1997 году при Аслане Масхадове).

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"