Сокирянская: положение населения в грузинских селах Южной Осетии крайне неблагополучное

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

21 ноября 2008 года представитель Правозащитного центра "Мемориал" Екатерина Сокирянская посетила Ленингорский район Южной Осетии, который граничит с Грузией. По итогам своей поездки правозащитница рассказала в интервью "Кавказскому узлу" о бедственном положении населения в селах этого района.

Сокирянская начала свой рассказ с описания того, что представляет из себя сегодня Ленингорский район Южной Осетии: "Этот высокогорный район граничит с Грузией, населен преимущественно грузинами, районный центр, по-осетински именуемый Ленингорье, а по-грузински - Ахалгори, располагается в 59 километрах от Тбилиси и в 80 км от Цхинвала. Район труднодоступен особенно в осенне-зимний период: горные дороги размывают дожди, и даже военный УАЗ некоторые участки преодолевает с большим трудом. Восьмидесятикилометровый путь от Цхинвала занимает около четырех часов".

В ходе визита в регион, организованного "Кавказским узлом" и прошедшего с его участием, правозащитницу интересовало, в каких условиях находится грузинское население, оставшееся в приграничном районе, и каковы межэтнические отношения проживающих совместно этнических групп. В связи с труднодоступностью и отдаленностью Ленингорского района после августовских событий доступ правозащитников и журналистов туда был органичен. 

В ходе визита участникам поездки удалось опросить жителей сел Мосабруни, Икоти, Канчавети, Коринта, населенных грузинами, а также села совместного проживания осетин и грузин - Ленингорье. "В грузинских селах - напряженная атмосфера, - рассказала "Кавказскому узлу" представитель ПЦ "Мемориал". - Люди неохотно шли на контакт с "москвичами", многие почти не владеют русским языком. Однако полученной информации вполне достаточно, чтобы сделать вывод, что положение жителей этих сел крайне неблагополучно".

После августовских событий в Южной Осетии, по оценкам опрошенных сельчан, 70-80% населения выехали в Грузию.

"Молодых мужчин, женщин и детей на улицах не было видно совсем. Некоторые уехали целыми семьями, другие оставили кого-то приглядывать за домами. Остались, в основном, мужчины среднего возраста и пожилые люди", - рассказала "Кавказскому узлу" Сокирянская.

Общая картина жизни оставшегося населения, по словам Сокирянской, крайне неблагополучная.

"Обеспечение продовольствием не организовано. Жители рассказывали, что раньше все продукты закупали в Тбилиси, однако теперь, в связи с необходимостью проходить проверочный пост, провозить товары первой необходимости в Южную Осетию сложно. Проблема обеспечения мукой и продуктами питания стоит остро. Один раз в начале ноября продовольственную помощь оказывал Красный Крест, больше помощи жителям опрошенных сел не поступало", - рассказывает правозащитница.

По ее словам, медицинская помощь также не организована. "В селах нет ни амбулаторий, ни медицинского персонала, ни медикаментов. При острой необходимости люди надеются, что смогут вывезти больных в Тбилиси, Цхинвал как место оказания медицинской помощи не рассматривают. "Лучше тут помру, чем туда поеду", - выразил общее мнение житель села Икоти. "Один дед у нас болен, не знаем что с ним, помог бы кто-нибудь", попросил он" - поделилась услышанным Сокирянская.

Транспорт до Тбилиси организован, регулярно ходят маршрутки, рассказала правозащитница. В грузинских селах валютой является лари.

Вопрос о безопасности и противоправных действиях в отношении жителей сел со стороны осетинских ополченцев грузины воспринимали настороженно, рассказывает сотрудница ПЦ "Мемориал".

"Все говорили "Да, факты есть", но при более конкретных вопросах уходили от ответа, утверждали, что слышали об избиениях и грабежах, но точно не знают, и их это не коснулось. Так же говорили о том, что в селе Канчавети 20 ноября похоронили старика, умершего от побоев со стороны осетинских ополченцев" - рассказала "Кавказскому узлу" Екатерина Сокирянская.

"Удалось разыскать семью погибшего, - продолжила она. - В начале ноября Гиви Татунашвили - сельский пастух - как обычно пас овец на окраине села Канчавети. Около 5 часов вечера к нему подошли двое молодых вооруженных людей (в возрасте от 22-25 лет) и потребовали отдать им скот. Когда Гиви Татунашвили пытался сопротивляться, его жестоко избили прикладами и ногами. Расправившись с Гиви Татунашвили, вооруженные люди пытались отнять индюков у его жены Русико Татуашвили. Через некоторое время они оставили стариков в покое. Среди нападавших Русико Татуашвили опознала жителя соседнего селения Заккор - Черткоева Нугзара. После двухнедельного лечения в больнице в Тбилиси Гиви Татунашвили скончался. На следующий день та же группа вооруженных молодчиков пыталась отобрать коров еще у одного жителя селения - Резу Татунашвили. Вначале молодые люди предложили старику обменять скот на муку, которую обещали привезти из города. Когда тот отказался, ему угрожали убийством, однако на этот раз угрозы не были приведены в действие. 22 ноября  в прокуратуру Южной Осетии было передано сообщение о данном преступлении".

В селении Коринта жители рассказали правозащитнице о том, что неизвестные разграбили школу (см. фото). Раньше восьмилетнюю школу этого населенного пункта посещали дети из трех соседних населенных пунктов, где были только начальные школы. Участники поездки сами посетили коринтскую школу.

"Школа действительно оказалась разграблена: оборудование и мебель  вынесены, разбросаны и разорваны книги, разломаны парты, на стене спортивного зала - следы от пуль", - передает увиденное правозащитница.

По собственным сведениям "Кавказского узла", в нескольких километрах от Мосабруни стоят врытые в землю самоходно-артиллерийские установки (САУ). Дула их орудий направлены в сторону Грузии. Стоит отметить, что современные  САУ, стоящие на вооружении российской армии, имеют дальность стрельбы до 30 километров.

Ранее Екатерина Сокирянская сообщила корреспонденту "Кавказского узла" о том, что российские солдаты в Южной Осетии несут службу в тяжелых условиях. Зачастую бывают задержки с поставкой продовольствия, солдатам снижен размер жалования, их не отпускают в увольнения и не дают перевестись в Россию.

Напомним, что власти Грузии заявили о том, что в Ленингорском районе осетины закрывают грузинские школы. В оставшихся будут усиленно изучать русский и осетинский языки, а грузинскому отведут всего два часа в неделю.

23 ноября в Грузии на границе с Южной Осетией близ Ленингорского района была обстреляна колонна автомобилей, где находились президент Польши Лех Качиньски и президент Грузии Михаил Саакашвили. МВД Грузии расценил этот инцидент как террористический акт, возбудив уголовное дело по статье "терроризм".

Автор: