Муцольгов в ЕС рассказал о нарушении прав человека в Ингушетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Страсбурге, во время "круглого стола", организованного Бюро по правам человека Совета Европы (СЕ), член экспертного совета аппарата Уполномоченного по правам человека в России, руководитель АНО "Машр" Магомед Муцольгов рассказал о ситуации с правами человека в Ингушетии.
Круглый стол на тему "Положение правозащитников в государствах-членах Совета Европы", который прошел 3-4 ноября, возглавил Комиссар по правам человека СЕ Томас Хаммарберг, ранее посещавший с визитами Северный Кавказ.
Основной темой встречи было освещение положения правозащитных организаций в странах-участницах СЕ. Были рассмотрены всесторонние меры обеспечения безопасности правозащитников, в том числе возможные действия по оказанию поддержки со стороны Комиссара по правам человека Совета Европы.
По личному приглашению Томаса Хаммарберга в круглом столе приняли участие еще пять представителей от России, в том числе чеченский правозащитник Менкаил Эжиев, адвокат Карина Москаленко (Центр международной защиты), председатель ПЦ "Мемориал" Олег Орлов.
"Комиссар Томас Хаммарберг интересовался у меня подробностями убийства Магомеда Евлоева, похищением сотрудника нашей организации Зураба Цечоева, убийством шестилетнего Рахима Амриева, а также похищениями жителей республики Ибрагима Газдиева, Муцольгова Башира и Оздоева Башира", - рассказал Магомед Муцольгов.
Напомним, 12 марта в станице Троицкой в Ингушетии сотрудниками правоохранительных органов был убит родственник Магомеда Муцольгова Рустам Муцольгов, 1986 года рождения. Магомед Муцольгов присутствовал на похоронах убитого.
В пресс-службе УФСБ Ингушетии заявили, что Рустам Муцольгов работал в правозащитной организации "МАШР" и намеревался в качестве террориста-смертника совершить диверсионно-террористический акт в местах массового скопления людей. Между тем, по информации самой организации, Рустам не работал в АНО "МАШР" с 1 августа 2007 года.
По данным правоохранительных органов, Рустам оказал сопротивление во время контртеррористической операции и подорвал себя гранатой. Между тем, по словам матери убитого, целью сотрудников силовых структур Ингушетии была ликвидация, а не поимка молодого человека.
Тогда в интервью сайту "Ингушетия.Ru" руководитель "МАШР" Магомед Муцольгов высказал мнение, что, выделяя информацию о месте бывшей работы убитого парня, ФСБ пытается нагнетать обстановку вокруг произошедшего.
"На протяжении всего времени существования правозащитной организации "МАШР" спецслужбы пытаются мешать ее работе, и объяснение этому очень простое: мы помогаем родственникам похищенных и пропавших без вести людей защищать свои права в судах, естественно, это не нравится сотрудникам спецслужб, которые причастны ко многим похищениям людей в нашей республике, чему есть уже немало доказательств. Более того, наша организация предает огласке случаи нарушений прав человека на территории Республики Ингушетия, проводит собственные расследования, которые не нравятся должностным лицам, испачкавшимся в крови безвинных людей", - рассказал Магомед Муцольгов.
Ранее, зимой 2007 года, в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Муцольгов также рассказывал о том, что руководимая им организация "Машр" испытывает постоянное давление со стороны властей, в частности, необоснованно подвергается частым проверкам.
По словам Магомеда Муцольгова, неприкрытое давление со стороны властей организация ощутила на себе после своей инициативы провести в Ингушетии в октябре 2006 года пикет в честь памяти журналистки Анны Политковской. Пикет был тогда жестоко разогнан силовиками, а "МАШР" подверглась давлению вплоть до попыток закрыть организацию.
Ранее "Кавказский узел" сообщал также, что Магомеду Муцольгову уже поступала информация о том, что его жизни угрожает опасность. Так, 2 мая 2007 года на сайте "Ингушетия.Ru" было опубликовано письмо от неизвестного сотрудника силовых структур, в котором автор предупредил Муцольгова о готовящейся против него провокации. "Все настолько серьезно, что я уверен: будут предприняты меры, вплоть до физического устранения Магомеда Муцольгова", - писал автор этого письма.
Магомед Муцольгов активно занимается защитой прав человека в Ингушетии, и его деятельность вызывает явное неприятие со стороны местных властей. Именно она, как считают многие коллеги Муцольгова, является причиной повышенного внимания властей и правоохранительных органов к самому Магомеду и возглавляемой им организации "МАШР".
Так, к примеру, осуждая разгон силовиками январского митинга в Назрани, правозащитник указал на то, что власти Ингушетии не уважают ни прав своих граждан, ни законов страны.
Также зимой этого года Муцольгов во время своей поездки за границу информировал западных правозащитников о нарушениях прав человека в Ингушетии, а несколькими месяцами ранее заявил о том, что власть в республике полностью захвачена силовиками.
В феврале 2007 года "МАШР" выпустила доклад "Потерянное право: насилие без границ", посвященный нарушениям прав человека в Республике Ингушетия. В докладе был опубликован список людей, похищенных и убитых на территории Ингушетии в 2006 году.
В январе 2007 года Магомед Муцольгов обратился к властям Испании с просьбой не экстрадировать в Россию жителя Ингушетии Мурада Гасаева, заявив, что в России засуживают обвиняемых в преступлениях на Северном Кавказе.
В 2006 году правозащитник также требовал от прокуратуры расследовать следы массовых захоронений в одном из сел Моздокского района Северной Осетии с целью проверить, нет ли среди похороненных в братской могиле жертв похищений и внесудебных казней.
Справка: активной правозащитной деятельностью Магомед Муцольгов, юрист по образованию, занялся после того, как 18 декабря 2003 года неизвестными был похищен прямо у ворот собственного дома его родной брат Башир Муцольгов. Основным направлением деятельности созданной по инициативе Муцольгова в начале 2004 года правозащитной организации "МАШР" является юридическая и консультативная помощь в поиске похищенных и пропавших без вести. Презентация первого проекта "Машр" по защите прав человека состоялась 6 апреля 2006 года в Карабулаке, Ингушетия.