Муху Алиев: в Дагестане необходимо создать центры для подготовки исламского духовенства

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Президент Республики Дагестан Муху Алиев считает необходимым создать в республике один-два центра для подготовки исламского духовенства.

"У нас в республике больше всего мечетей - 1680, множество медресе. Только в этом году на хадж в Мекку от нашей республики поехали более 10 тыс. паломников - больше, чем из какого-либо другого региона", - сообщил он на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС.

"У нас очень тесные контакты почти со всеми мусульманскими странами, но другое дело, что получение образования в арабских странах не всегда благотворно проявляется в российских регионах. Не всегда окончившие там вузы возвращаются на родину людьми российской идентичности. А ведь это молодые амбициозные люди, получившие хорошее образование", - заметил Муху Алиев.

"Это были бы почти идеальные условия - создать один или два исламских центра в республике. Пожалуйста, учитесь здесь, и не будет острых проблем в трудоустройстве", - заявил Алиев.

"Мы очень тесно сотрудничаем с Духовным управлением мусульман и считаем, что вместе с ними решаем одну задачу - воспитания людей", - добавил он.

Как ранее сообщал «Кавказский узел», в газете "Московские новости" была опубликована статья Ахмеда Магомедова "Джихада у нас нет". В ней, в частности, говорится, что не менее 30% дагестанских мусульман не доверяют местному Духовному управлению.

Некоторые представители исламских организаций выступили с опровержением. "Утверждения о том, что более 30% правоверных Дагестана не доверяют региональному духовенству, - откровенная неправда", - заявил председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦ МСК) Исмаил Бердиев.

Между тем автор статьи Ахмед Магомедов, являющийся председателем комитета правительства Республики Дагестан по делам религий, в частности пишет:

"Сразу же хотел бы озвучить нашу точку зрения: вопреки многим заявлениям экстремизм, проявления которого мы наблюдаем в Дагестане, религиозным вовсе не является. Это экстремизм политический, но использующий в своих целях религиозные лозунги".

По мнению Ахмеда Магомедова, "в Дагестане на два с половиной миллиона жителей около двух тысяч мечетей, 19 высших духовных учебных заведений - о каком притеснении может идти речь? Экстремизм подпитывает не вера (ни одна из религий, в том числе и ислам, не приемлет экстремизма, терроризма), а деньги тех, кто заинтересован в нестабильности в России, на Северном Кавказе, в Дагестане".

Согласно данным последнего социологического опроса (в котором принимали участие 4438 человек), проведенного в этом году сотрудниками информационно-аналитического центра при Министерстве образования, науки и молодежной политике Дагестана, основными причинами, по которым молодые люди вступают в ряды экстремистских организаций, являются:

Магомедов пишет, что до этого был проведен социологический опрос (в котором участвовали 535 человек) по теме "Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе и в Дагестане".

- произвол правоохранительных органов - 16,8% опрошенных;
- нарушения гражданских прав и свобод - 16,4%;
- религиозные убеждения - 15%;
- затруднились ответить - 7%.

161 участник определил этноконфессиональную обстановку как недостаточно стабильную, 137 - как напряженную, 104 - как имеющую тенденцию к напряженности и конфликтам, 84 - как стабильную, 54 человека затруднились с ответом.

226 участников (42,2%) высказались за участие религиозных организаций в политической жизни республики. Против этого 237 человек (44,3%). 222 участника высказались против отделения религиозных организаций от государства, 229 - за.

При этом, по неофициальной информации, полученной от источников в правоохранительных органов, не менее 30% дагестанских мусульман не доверяют местному Духовному управлению".

Напомним, Правозащитный центр «Мемориал» 1 августа 2007 года подготовил бюллетень, в котором заявил, что современный вооруженный конфликт в Дагестане имеет очевидный религиозный оттенок.

В сообщении сказано, что общественно-политическая ситуация в Республике Дагестан  отличается от положения в соседних республиках Северного Кавказа. Население Дагестана составляют множество этнических групп, (в отличие от фактически моноэтничных Чечни и Ингушетии).

В Дагестане традиционно высок уровень исламской религиозности населения, пережившей даже период воинствующего советского атеизма. Уровень жизни в республике один из самых низких в Российской Федерации, а размах коррупции беспрецедентен даже для северокавказского региона, говорится в заявлении ПЦ «Мемориала».

Автор: