Исламские организации не верят опубликованным опросам о недоверии духовенству со стороны мусульман Дагестана

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Поводом для выступления некоторых представителей исламских организаций стала статья Ахмеда Магомедова "Джихада у нас нет", опубликованная в газете "Московские новости". В ней, в частности, говорится, что не менее 30% дагестанских мусульман не доверяют местному Духовному управлению.

"Утверждения о том, что более 30% правоверных Дагестана не доверяют региональному духовенству, - откровенная неправда", - заявил председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦ МСК) Исмаил Бердиев.

По мнению Бердиева, в любой общине найдутся "определенные элементы", которые не разделяют официальную точку духовенства. "Однако, то, что таких в регионе больше трети правоверных – дезинформация", - сказал Бердиев, добавив, что подобные заявления направлены на дестабилизацию обстановки на Северном Кавказе.

По мнению муфтия Дагестана Ахмада Абдуллаева, "если мечети республики полны верующими, наблюдается рост духовно-нравственного возрождения и религиозного образования, считаем, что работа исламской организации правильная".

В Духовном управлении мусульман европейской части РФ считают, что в религиозной общине всегда существует небольшая доля негативно настроенных против официального духовенства верующих. Такая "оппозиция", по мнению сотрудников управления, пытается внести сумятицу в мусульманскую общину.

Между тем автор статьи "Джихада у нас нет", опубликованной в газете "Московские новости" (№44 от 09-15.11.2007) Ахмед Магомедов, являющийся председателем комитета правительства Республики Дагестан по делам религий, в частности пишет:

"Сразу же хотел бы озвучить нашу точку зрения: вопреки многим заявлениям экстремизм, проявления которого мы наблюдаем в Дагестане, религиозным вовсе не является. Это экстремизм политический, но использующий в своих целях религиозные лозунги".

По мнению Ахмеда Магомедова, "в Дагестане на два с половиной миллиона жителей около двух тысяч мечетей, 19 высших духовных учебных заведений - о каком притеснении может идти речь? Экстремизм подпитывает не вера (ни одна из религий, в том числе и ислам, не приемлет экстремизма, терроризма), а деньги тех, кто заинтересован в нестабильности в России, на Северном Кавказе, в Дагестане".

Согласно данным последнего социологического опроса (в котором принимали участие 4438 человек), проведенного в этом году сотрудниками информационно-аналитического центра при Министерстве образования, науки и молодежной политике Дагестана, основными причинами, по которым молодые люди вступают в ряды экстремистских организаций, являются:

- произвол правоохранительных органов - 16,8% опрошенных;
- нарушения гражданских прав и свобод - 16,4%;
- религиозные убеждения - 15%;
- затруднились ответить - 7%.

Ахмед Магомедов пишет, что до этого был проведен социологический опрос (в котором участвовали 535 человек) по теме "Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе и в Дагестане".

161 участник определил этноконфессиональную обстановку как недостаточно стабильную, 137 - как напряженную, 104 - как имеющую тенденцию к напряженности и конфликтам, 84 - как стабильную, 54 человека затруднились с ответом.

226 участников (42,2%) высказались за участие религиозных организаций в политической жизни республики. Против этого 237 человек (44,3%). 222 участника высказались против отделения религиозных организаций от государства, 229 - за.

Таким образом, число приверженцев светских принципов управления государством и их противников примерно равно 41,5% против 42,8% соответственно.

При этом, по неофициальной информации, полученной от источников в правоохранительных органов, не менее 30% дагестанских мусульман не доверяют местному Духовному управлению".

"Я абсолютно не доверяю нашему духовному управлению, - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" прихожанин одной из махачкалинских мечетей. – Молодежь, наверное, не помнит, а я хорошо знаю, как так называемые "духовные лидеры" вооруженным путем захватывали Духовное управление мусульман Северного Кавказа, боролись за место в созданном Духовном управлении мусульман Дагестана. О каком доверии может идти речь, если в Дагестане верующие разобщены по национальному признаку? Для меня, как верующего человека, есть только всевышний, а посредники в виде чиновников из духовного управления, мне не нужны".

Автор: