"Мемориал": в Чечне развивается процесс фабрикации уголовных дел

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Чечне существенно снизилось число похищений и внесудебных казней, но развивается процесс фабрикации уголовных дел. Об этом говорится в шестом докладе о положении жителей Чечни в России Правозащитного центра "Мемориал", Сети "Миграция и право" за период с августа 2006 г. по октябрь 2007 г.

"На фоне явного и существенного снижения числа похищений и бессудных казней развивается иной процесс - фабрикация уголовных дел, главным основанием в которых является чистосердечное признание, названное в сталинские времена "царицей доказательств"", - отмечается в докладе правозащитников.

По данным правозащитников, опубликованным ранее, если в период с мая по август текущего года в Чеченской Республике зафиксировано девять случаев похищений граждан, то в прошлом году за такой же период времени в республики было совершено похищение 53 человек.

В нынешнем же документе описаны механизмы фабрикации уголовных дел, которые достигают огромных масштабов. В особенной опасности, по словам правозащитников, находятся жители, возвращающиеся в Чечню из-за рубежа, те, у кого предполагается наличие относительно больших денежных средств, заявители Европейского суда по правам человека.

"С одной стороны, он (вернувшийся в Чечню - прим. "Кавказского узла") долго отсутствовал и неизвестно, где находился и чем занимался, возможно, знался с боевиками и помогал им. С другой стороны, приехал издалека, а значит, скорее всего, имеет деньги, которые можно из него выжать. Такой подход ставит всякого возвратившегося в положение подозреваемого и делает объектом вымогательства", - приводятся в докладе слова Светланы Ганнушкиной, сказанные на семинаре для административных судей в Хохенхейне в ноябре 2006 года.

По ее словам, до некоторого времени главными преследователями мирного населения в Чечне были федеральные военнослужащие. Для них было невозможно отличить недавно прибывшего чеченца от того, кто никогда не выезжал из Чечни. С развитием процесса "чеченизации" конфликта право на преследование, похищения и пытки было передано в руки нескольких чеченских группировок, формально относящихся к подразделениям Минобороны и МВД России. Главным образом, это группировки, подчиняющиеся Рамзану Кадырову. Но есть и другие: батальон "Восток", возглавляемый Сулимом Ямадаевым, батальон "Запад", возглавляемый Саид-Магомедом Какиевым. Они, по словам Ганнушкиной, несколько конкурируют друг с другом, но не в защите мирного населения.

"Все эти люди хорошо знают относительно небольшое население Чечни и его структуру. От них не укроется вновь прибывший, который сразу попадает под подозрение по нескольким параметрам. С одной стороны, он долго отсутствовал и неизвестно, где находился и чем занимался, возможно, знался с боевиками и помогал им. С другой стороны, приехал издалека, а значит, скорее всего, имеет деньги, которые можно из него выжать. Такой подход ставит всякого возвратившегося в положение подозреваемого и делает объектом вымогательства", - утверждает правозащитница.

Преступления, совершенные сотрудниками силовых ведомств Чечни, до последнего времени не расследовались, преступники продолжали служить в силовых структурах, отмечают правозащитники. Но сейчас ситуация изменилась и прокуратура продвинулась в расследовании ряда преступлений, совершенных в последние годы представителями силовых структур ЧР.

Такое положение дел ведет к тому, что "навсегда подвести черту под трагической полосой в истории чеченского народа", как намеревается Рамзан Кадыров, пока не удается. Кроме того, действуя привычными методами насилия, властные структуры республики подталкивают молодежь к уходу в боевики, отмечается в докладе.

Беседуя с жителями Грозного, директор Центра "Демос" Татьяна Локшина узнала о распространенном методе вербовки молодежи сотрудниками спецслужб. Молодых людей забирают прямо из маршруток, жестоко избивают, угрожают пытками, принуждая сообщить им сведения о боевиках и дать подписку о сотрудничестве.

Кроме того, в докладе отмечается, что коррупция в Чечне стала неписаным законом. Ее размеры чудовищны даже по сравнению с высоким уровнем коррупции на всей территории России, отмечают правозащитники.

В месте с тем в документе подчеркиваются положительные изменения в республике, особенно в сфере восстановления инфраструктуры.

За это время, особенно за первую половину 2007 г., Грозный отстроился и превратился из развалин в цветущий город. Восстановлены Гудермес, Аргун и другие города и поселки.

"Люди в Чечне бесконечно истосковались по профессиональному квалифицированному труду. Они хотят учить, лечить, восстанавливать культуру - библиотеки, театры, музеи. Они любят свою землю особенно остро, потому что им столько пришлось перенести. В Чечне сейчас во всем дышит живая жизнь", - говорится в документе.

Но ресурсы на интенсивность и скорость восстановления, по словам правозащитников, добываются нарушающими права человека способами. Руководство Чечни утверждает, что не более четверти материальных средств приходит из федерального бюджета. Остальное добывается использованием бесплатного труда строителей, отчислениями от зарплат и кредитами, которые, по словам Рамзана Кадырова, он берет на свой страх и риск.

"Нельзя долго существовать на неоплачиваемом материально энтузиазме, на добровольно-обязательном, как в советское время, труде. Безработица остается в Чечне большой проблемой, каждый работающий член семьи, должен нести на себе груз обеспечения множества безработных родственников. Такое положение провоцирует рост уровня коррупции, которая и без того превращена в норму жизни", - пишут защитники прав человека.

Число безработных в Чечне до недавнего времени составляло 318 тыс. человек - около 70% экономически активного населения республики.

Кроме того, в докладе освещается проблема беженцев и внутриперемещенных лиц, проблемы выплаты компенсаций за утраченное имущество и жилье, рост ксенофобии в России и положение чеченцев в плоскости этого вопроса.

Автор: