Уголовное дело против руководителей штурма "Норд-Оста" пока не возбуждено
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Генпрокуратура РФ до сих пор не ответила представителям общественной организации "Норд-Ост" на их заявление с требованием возбудить уголовное дело против директора ФСБ Николая Патрушева, бывшего Генпрокурора Владимира Устинова и других руководителей штаба по спасению заложников, захваченных ровно пять лет назад отрядом боевиков из Чечни в театре на Дубровке в Москве.
Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщила сопредседатель общественной организации содействия защите пострадавших от террористических актов "Норд-Ост" Татьяна Карпова.
Заявление с требованием возбудить уголовное дело по факту гибели заложников, по словам Карповой, было подано в Генеральную прокуратуру 11 июля этого года. На вопрос репортёра "Кавказского узла" о причинах задержки с ответом, она заявила: "Мы живём в России, не забывайте об этом. У нас не существует никаких сроков".
Не ответила до сих пор Генпрокуратура, по словам Татьяны Карповой, и на жалобу пострадавших от теракта в "Норд-Осте" на постановление следователя Моспрокуратуры по особо важным делам Анисимова о приостановлении расследования уголовного дела по факту захвата заложников в театральном центре на Дубровке, мотивировавшего свои действия невозможностью установить местонахождение обвиняемых.
"Мы надеемся только на Страсбург. Больше надёяться не на кого", - заявила лидер общественной организации "Норд-Ост". Тем не менее, Карпова, заявила, что "Норд-Ост" не собирается прекращать свою деятельность по защите прав жертв теракта на Дубровке и после рассмотрения жалобы в Страсбургском суде, которую, как надеются в организации, Евросуд сможет рассмотреть уже в ноябре.
Напомним, что 11 июля организация "Норд-Ост" провела пресс-конференцию, на которой обратила внимание на то, что в Генпрокуратуре до сих пор не заведено уголовное дело по факту гибели людей во время теракта на Дубровке, а только лишь по факту захвата заложников.
По мнению Татьяны Карповой, против руководителей штаба по спасению необходимо возбудить уголовные дела по статьям о сокрытии информации (ч. 2 ст. 237 УК РФ) и о халатности и неисполнении служебных обязанностей, повлекших смерть двух и более лиц (ч.3 ст. 293 УК РФ). Ответить за гибель людей, как считают представители "Норд-Оста", должны руководитель штаба по спасению заложников генерал Владимир Проничев, глава ФСБ Николай Патрушев, занимавший на тот момент должность главы Совета безопасности Владимир Рушайло, отвечавший в 2002 году за контртерроризм генерал Александр Тихонов и некоторые другие члены штаба, писал "Коммерсант".
По мнению "норд-остовцев", халатность руководителей проявилась в первую очередь в плохой организации медицинской помощи пострадавшим в ходе операции по спасению заложников. Медперсоналу, занимавшемуся лечением пострадавших, не были предоставлены сведения о газе, который использовали при освобождении заложников. Татьяна Карпова обратила особое внимание на то, что к этому газу не существует антидота.
"Мы никогда не оправдаем вину террористов и не простим вину государства", - заявил она, особо отметив при этом, что у членов организации "Норд-Ост" практически нет претензий к рядовым спасателям, но руководителями штаба, по словам Карповой, было "допущено преступление".
Пять лет назад группа боевиков под командованием 23-летнего Мовсара Бараева захватила зрителей мюзикла "Норд-Ост". Заложниками оказались 923 зрителя и артиста мюзикла. В обмен на жизни заложников "бараевцы" требовали немедленного прекращения боевых действий и вывода с территории Чечни федеральных сил. Требования боевиков не были удовлетворены и власти пошли на штурм. Погибли, по разным данным, от 125 до 130 человек, пострадали более 700 человек. Большая часть людей погибла вследствие неоказания медицинской помощи после применения газа, формула которого до сих пор неизвестна.
Все 40 террористов (21 мужчина и 19 женщин) были убиты во время штурма, который проходил на Дубровке 26 октября 2002 года.
Некоторые жители Чечни склонны считать события на Дубровке спланированной провокацией спецслужб.