Тренинг в Великобритании: «Анализ конфликта и чувствительность в отношении конфликта»
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
«Нельзя объять необъятное»
Козьма Прутков
С 21 по 30 ноября в Соединённом Короле́встве Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии (в Лондоне и Белфасте) международная организация «Международная тревога» («InternationalAlert») организовала тренинг для журналистов Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха по вышеуказанной теме.
Целью данного тренинга было понятие и применение методологии анализа конфликта (и оценки мира), как вклад в чувствительную к конфликту журналистику /миртворческую/ мирную журналистику на Южном Кавказе.
Были приглашены 10 журналистов: 2 журналиста и 1 блогер (ваш покорный слуга) из Нагорного Карабаха, 2 журналиста из Армении, 5 – из Азербайджана, но приехали 4, ввиду того, что одна журналистка заболела и не смогла приехать и в итоге нас было 9 человек.
Впервые мне, НПОшнику, пришлось участвовать на тренинге, организованном для пишущей братии, но, как я и ожидал тренинг прошёл прекрасно и лично для меня был очень полезен… А теперь, с вашего позволения, по порядку.
Мы, армянская группа, опоздали ровно на сутки из-за того, что аэропорт Хитрово из-за сильного тумана не принимал самолёты, но наконец-то мы добрались до Лондона, где нас уже ожидали организаторы и азербайджанские журналисты. Ну, сразу хочу сказать, что из карабаха со мной поехали Анаит Даниелян – журналист Степанакертского пресс-клуба, Лусине Мусаелян – журналистка и Альберт Восканян – блогер сайта «Кавказский узел». Из Армении были Оксана Мусаелян – журналист ИА «Арминфо» и Юрий Манвелян – журналист « Epress.am». Азербайджанских коллег я предупредил, что готовлю материал для блога на сайт «Кавказский узел» и они попросили, чтобы я не писал их имён и не выставил бы их фотографий, что я и делаю, т.к. это их право. Могу только сказать, что среди них была азербайджанская журналистка Виктория Дементьева, которая не возражала, чтобы её имя было упомянуто и фотография блы бы выставлена, за что я ей благодарен, т.к. есть много очень хороших фотографий, но мне пришлось потрудиться на фотошопе, чтобы «вырезать» коллег-азербайджанцев…
В-первый рабочий день мы собрались в здании центрального офиса «InternationalAlert» в Лондоне и с нами начали работать Катриен Хертог и Пия Фровайн – старшие преподаватели по миростроительству и фасилитаторы. Оба они опытные тренера, работающих по конфликтах: Катриен 2 года проработала в Чечне, на Северном Кавказе, Санк-Петербурге, Москве по конфликтам. Пия – работала в Израиле по притеснению и зверств против евреев и не только против них.
В ходе тренинга мы разделились на две смешанные группы для выполнения упражнений и надо сказать, что таких особых трений между армянскими и азербайджанскими журналистами не было, т.к. у всех было понимание того, что любые конфликты рано или поздно завершаются миром, но в общении и в работе всё-таки чувствовалось, что каждый из нас является гражданином своей родины и служит своему народу и отсюда, естественно, различные понимания вариантов решения нашего конфликта. И всё-таки, мне зачастую было не очень понятно, когда некоторые участники тренинга говорили заученные слова и предложения, было такое ощущение, что это не независимые журналисты, а представители про правительственных СМИ ( это было моё личное наблюдение).
24 ноября мы продолжили наш тернинг в Белфасте, столице Северной Ирландии. В-первый день у нас была интересная встреча с Джефри Дональдсоном, членом Парламента Великобритании, членом демократической партии юанистов (протестанты). Он является участником миротворческого процесса в Северной Ирландии и Великобритании в ПАСЕ. Вместе с ним был Денис Окхей, член Ассамблее Северной Ирландии с 1998 по 2003г.г., бывший лидер Социал-демократической лейбористкой партии.
Также были встречи с профессором Брандоном Хамбером, директором международного института изучения конфликтов; Полом Конали, исполнительным директором газеты «Белфаст телеграф»; Тимом Брониганом, писателем, журналистом, республиканцем, отсидевший 5 лет по надуманному обвинению в хранении оружия и использованию взрывчатых веществ; Майком Гастоном, журналистом, членом посреднической миссии Северной Ирландии; Клемом Макартни, конфликтологом, независимым консультантом, который в 90-е годы работал в Дагестане и на Южном Кавказе; Робом Файрмайклом, медиатром международной программы по медиаобмену.
Из общения с ними мы узнали много интересного о конфликте между католической и протестантской общинами Северной Ирландии, о посредниках (США и ЕС), о Белфастском соглашении (1998г.) и т.д. Хотелось бы подробней остановиться на многих этих моментах. Сразу скажу, мне понравилось, что общаясь, эти люди (католики и протестанты) ни разу не оскорбили друг друга, свои общины, говорили взвешенно, чётко высказывая свои позиции. И видно было, что они хотят мира для своих общин, хотят, чтобы было взаимопонимание между ними, хотя и пролилась большая кровь, но об этом чуть позже…
Начну с маленького «штриха» - если католик женится на протестантке, то дети ОБЯЗАНЫ быть католиками и креститься в католической церкви…
В Северной Ирландии проживает 1,5 млн. человек, за время конфликта было убито с двух сторон 3600 человек, через тюрьмы прошли 30000 человек… В стране 54% протестанты…
Ирландская революционная армия (ИРА) финансировалась ирландской диаспорой… Католическая община Северной Ирландии выступает за присоединение Сев. Ирландии с Ирландией, но по Белфастскому соглашению Англия и Ирландия не вмешиваются в конфликт, И, если, когда-нибудь жители Сев. Ирландии проголосуют за выход из Соединённого Королевства, то Англия не пустит на них боевые самолёты, танки и армию..
США и ЕС (посредники) за 15 лет вложили $15 млрд. в миротворческий процесс.
Нас очень заинтересовали стены, которые разделяют католическую и протестантскую общины Белфаста, их ещё называют «стенами мира». Мы выехали в город, видели эти стены, фотографировали… Скажу, тягостное впечатление оставили на меня эти стены 5-ти метровые в высоту и многокилометровые в длину. Ни о каком мире тут и не может быть и речи…пока не может быть, потому что люди боятся друг-друга и отгородились высокими «заборами» и живут в страхе, как-бы кто не перекинул через стену на их дом «коктейль Молотова»… И хотя Соглашение существует и уже действует, но люди не собираются убирать эти ограждения – нет доверия. Вот яркий пример того, когда подписывают мирные договора, не подготовив заранее общества сторон конфликта к компромиссам, уступкам, т.е. возводят стены дома, не подготовив фундамент…
Было очень интересно посмотреть такде политкомиксы 70-х годов 20 века...
Очень примечательны некоторые пункты Белфастского Соглашения:
- судьба Северной Ирландии решается его народом на референдуме,
- создание Парламентской Ассамблеи Севреной Ирландии,
- министерские посты разделяются между партиями,
- любое решение поддерживается депутатами обеих сторон,
- разоружение,
- местная полиция – 50% протестанты, 50% - католики
И т.д.
"Раскладка" в Парламенте Северной Ирландии, где:
из 108 депутатов:
- 30 депутатов – представители «Демократической юнианской партии» (протестанты),
- 30 – представители партии «Шин фейн» (католики),
- 15 – «Социал-демократическая лейбористская партия» (католики),
- 15 – «Партия юнионистов» (протестанты),
- 10 – представители партии богачей (католики и протестанты).
Первое прекращение огня было в 1974 году, а потом были очень трудные, тяжёлые переговоры. Естественно, слушая всё это я «примерял этот «костюм» на наш конфликт и понял, что в этом конфликте, в отличии от нашего у посредников нет такого уж большого желания решить карабахский конфликт, впрочем, также, как и у сторон конфликта – статус-кво устраивает ВСЕХ…
Северная Ирландия исторически была создана, чтобы поселить здесь протестантов. Различные племена боролись с Англией, но в 17 веке потерпели поражение и бежали оттуда, впоследствии это назвали «побегом лотов» и протестанты были заселены на эту территорию.
Роб Файрмайкл принёс нам вырезки газет 1986 года, где были статьи и публикации протестантских и католических журналистов. И зачастую, одно и то же событие ими освещалось по-разному, по-своему. Сразу вспомнил наш конфликт, когда наши и азербайджанские журналисты освещают одно событие, подойдя к нему с разных, противоположных позиций, в следствии чего читателю, не знакомому с нашим конфликтом, было очень трудно разобраться, что же случилось на самом деле… Во время тренинга была высказана правильная мысль: доступ – это главная вещь в журналистике, в рассказе должен быть контекст – интервью у официальных лиц (властей), также должно быть выражено мнение и простых людей, чтобы была видна полная картина.
И обязательно в интервью должны быть – это точность (цифры, факты, имена…) и справедливость.
Работа журналиста творческая, в этой работе нет конкретных шаблонов. Журналист имеет право задавать вопросы по всем направлениям и у всех, узнать мнение людей, он имеет доступ во все слои общества. Однако есть опасность, когда одна из сторон пытается использовать журналиста в своих целях – говоря о своих проблемах, как бы используя журналиста как рупор.
Возвратясь в Лондон у нас была встреча с интереснейшим человеком Джонатаном Стилом, корреспондентом-международником газеты «Гардин», проработавший много лет в Южной Африке, Центральной Америке. А с 1988 года он освещал конфликты Кавказского региона, до 1994 года работал в Москве. В разговоре выяснилось, что Джонатан в 1992 году был в Степанакерте, жил в подвале спасаясь от артобстрелов и авианалётов, что написал в своих репортажах. Также он бывал и в Баку, где высказывал точку зрения азербайджанцев на эту войну…
Встречались также и с Филом Верноном, директором программы «International Alert», который рассказал о работе этой международной организации, о положительных результатах, о перспективных планах.
На «десерт», в последний день тренинга, с нами провели мастер-класс корреспонденты русской службы Би-Би-Си Марк Григорян и Фамиль Исмайлов.
Они провели разбор статей, рассказали о работе Би-Би-Си, о сайте «Карабахская страница», об освещении этнических конфликтов.
Думаю, что очень правильно были отмечены факторы этнических конфликтов:
- факторы истории и «земли». Появляется концепция «исконно «нашей» земли». «Мы «хозяева», а они – «гости»,
- этнический конфликт склонен объединять общину, у которой создаётся «общее» отношение к конфликту,
- развиваются мифы. Основа этих мифов – стереотипизация этноса. То есть исходной точкой принимается: «Все «они» одинаковые»,
- образ жертвы и образ агрессора. «Мы» лишь обороняемся, «они» всегда нападают,
- осадная психология. На «нас» всё время нападают и нападающих всегда поддерживают (СМИ, политики, депутаты, Запад, Россиия…)
Фактически, если присмотреться, то используя эту «схему» можно подойти почти к каждому конфликту.
Марк и Фамиль также рассказали о том, как необходимо правильно освещать конфликт:
- ни в коем случае не давать оценок,
- «правило двух источников»,
- не навязывать этническую принадлежность без особой надобности,
- не обобщать. Надо также избегать оценочных высказываний,
- избегать эмоциональной и оценочной лексики, а также ярлыков и иных выражений, могущих вызвать негативное отношение,
- соблюдать баланс. То есть, когда даётся точка зрения одной стороны, необходимо дать точку зрения и другой тоже.
Пройдя эти курсы, вспоминая свои посты на блоге, статьи и интервью, невольно заметил для себя, что везде старался соблюдать баланс, высказывая одну точку зрения, приводил и другую, с противоположной стороны…
Хотел бы отметить прекрасную подготовку этого тренинга и нашего культурного отдыха и сказать, что это всё благодаря старшему советнику «International Alert» Дессиславе Русановой, сотрудников этой международной организации Марины Нагайи и Катарине Моте. И, конечно, большое спасибо переводчикам Елене Новиковой и Свет-Лане Палмер.
Я был почти единственный, кто не знал английского зыка, поэтому мне было это очень важно – кто будет переводчиком и как будет переводить…
Вот, «вкратце» о нашем тренинге, многое можно было написать, но коротко, как смог, я изложил свои мысли и через некоторое время буду готовить отдельные посты о прекрасных городах Лондон и Белфаст – улицы, здания, природа, люди и т.д.
Лондон. Центральный офис «International Alert».
Лондон. Катриен Хертог, Пия Фровайн и переводчица Елена.
Лондон. Слева на право Марина Нагайи, Юра Манвелян, Оксана Мусаелян, Лусине Мусаелян и Анаит Даниелян
Лондон. Переводчица Елена и тренер Пия.
Катриен объясняет различные типы конфликтов с учётом поведения и цели.
Картография конфликта.
Схема стадий конфликта в Центральной и Западной Уганде (непрерывная линия) и в регионе Тесо (пунктирная линия)
Лондон. Тренинг. Лусинка, Анаит и я.
Белфаст. Встреча с Джефри Дональдсоном и Денисом Окхеем.
Белфаст. Оксана берёт интервью у Дениса Окхея.
Белфаст. Профессор Брандон Хамбер, директор международного института изучения конфликтов и Свет-Лана.
Белфаст. Справа Пол Конали, исполнительный директор газеты «Белфаст телеграф», слева Марина Нагайи.
Белфаст. Слева Тим Брониган, справа Майком Гастон.
У карты Клем Макартни, конфликтолог, независимый консультант.
Белфаст. Роб Файрмайкл, медиатр международной программы по медиаобмену (крайний слева).
Белфаст. Азербайджанская журналистка Вика Дементьева, Анаит, Юра и я.
Белфаст. Слева Свет-Лана Палмер, справа Катарина Моте.
Лондон. В центре Джонатан Стил, корреспондент-международник газеты «Гардин».
Лондон. Наши берут интервью у Джонатана Стила.
Дессислава Русанова, старший советник «International Alert».
Лондон. Слева на право Десси, Елена и Фил Вернон, директором программы «International Alert».
Лондон. Слева Фамиль Исмайлов, справа Марк Григорян - корреспонденты русской службы BBC.
Фамиль Исмайлов рассказывает о "Карабахской странице", находящейся на сайте ВВС.
Лондон. Беседу ведёт Марк Григорян.
Я с Фамилем и Марком - людьми, которых я очень уважаю...
Политкомиксы 70-х годов 20 века_1
Политкомиксы 70-х годов 20 века_2