Женщина с музыкой в душе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Звучала музыка и таяла душа,
А чувства были смазаны, как краски…
Андрей Шаламов
- Я стараюсь не пропустить ни одного концерта, где выступает Надя... - прошептала девушка своей подруге.
Последняя кивнула ей головой, сидя в удобном кресле с закрытыми глазами и слушая волшебную музыку с причудливыми вариациями, которая лилась из-под пальцев пианистки…
Я пришёл на этот концерт, чтобы подготовить материал, но после слов девушки начал присматриваться к симпатичной молодой женщине, сидевшей за роялем, которую, как я понял из слов девушки, зовут Надеждой…
Через какое-то время я забыл о цели своего визита – просто, «улетел»… Я не мог оторвать свой взгляд от красивых пальцев пианистки, скользивших по клавишам рояля… Зрители замерли...
Прекрасные волшебные звуки музыки – глубокие и мощные, легкие и нежные полились в зал, заполняя пространство, пьяня и дурманя… Пальцы пианистки то порхали, едва задевая клавиши, то, ласково поглаживали их, то неистово взрывали рояль...
В какой-то момент я потерял чувство реальности...
...стою у обрыва... внизу горная река... шум воды... шелест листьев и травы... прохлада... тихий шёпот ветерка... пение птиц... орёл, парящий высоко в небе... карие, как омут глаза красивой женщины... чьё-то нежное прикосновение к моей руке... стою у обрыва... внизу горная река... хочу шагнуть вперёд... и вдруг, раздались оглушающие раскаты грома…
Бурные аплодисменты...
Миловидная молодая женщина встала, низко поклонилась зрителям и вся пунцовая покинула сцену…
Тогда мне вспомнились слова Марины Цветаевой: «Слушаю не музыку – слушаю свою душу»…
Прошло четыре года после того дня…
Я ещё пару раз присутствовал на концертах, где выступала Надежда Акопян. Находясь в зале, всегда обращал внимание, как реагируют зрители на её выступление и вспоминал слова той девушки: «Я стараюсь не пропустить ни одного концерта, где Надя выступает…» Тогда-то у меня появилась мысль познакомиться с Надеждой Владимировной, узнать её поближе, написать о ней, её любимой работе…
Это не первый мой материал, где я затрагиваю тему искусства, в частности музыки, её значимости для нас. Я никогда не занимался музыкой, фактически далёк от неё. Но у меня бывают моменты, когда слушаю музыку и чувствую, как она «вливается» в меня, впитывается в каждую мою клетку, унося далеко…
Фактически, человек, слушая музыку, получает определённый позитивный «допинг» и это я могу судить по себе...
Сидим с Надеждой Акопян в её классе в Центре детско-юношеского творчества (ЦДЮТ) и ведём беседу. Мне надо узнать её ближе. Я прошу рассказать о себе. Вижу, что смущается. Не тороплю. После небольшой паузы она начала рассказывать о своём детстве, учёбе, работе... Я слушал её внимательно, не перебивая...
Пианистка, педагог, концертмейстер музыкального колледжа им. Саят-Новы и ЦДЮТ г.Степанакерта – это, если сухо…
Родители Надежды по профессии своей были далеки от музыки. Отец, Владимир Ашотович, был сотрудником органов внутренних дел, мать, Евгения Сергеевна – медработник. Сестра и брат Нади ходили в музыкальную школу, и она с детства слышала звуки фортепиано, аккордеона. Родители с детства заметили любовь дочки к музыке и отвели её в Степанакертскую музыкальную школу им. Комитаса. И уже в 1990 году Надя была в числе первых пианистов, поехавших в Ереван на конкурс им.Арно Бабаджаняна. Её прекрасное выступление транслировали по радио в Карабахе и в Армении. Там же она была награждена своей первой Почётной грамотой, которых, впоследствии, у неё было не мало...
В том же году Надя поступает в Степанакертское музыкальное училище им. Саят-Новы. Началось Карабахское движение, обстановка была напряжённая и она вынуждена была проучиться один год в музучилище им. Р. Меликяна в Ереване. В конце учёбы, она с отличием заканчивает два факультета (фортепиано и факультет теории музыки) Степанакертского музыкального училища им. Саят Новы.
Далее, учёба в Ереванской консерватории у прекрасных педагогов-профессоров, ныне покойных – Александра Гургенова и Галины Мелкумовой. Пятилетнее обучение Надя закончила за 4 года – экстерном сдала все экзамены...
- На одном зачёте по предмету «полифония», нам давались темы и мы должны были сочинить произведения в разных стилях. Каждый студент исполнял два собственных сочинения. И когда настал мой черёд, я сыграла свои: фугу в стиле Баха и сонату в стиле Моцарта … И вдруг я услышала, увидела, как весь наш курс стоявший в коридоре у открытой двери аплодировал мне… Сам учитель не ожидал такой реакции… - улыбаясь, вспоминает Надя.
- С 2000 года я работаю в своём родном колледже им. Саят-Новы в качестве концертмейстера и педагога, а также в Степанакертском центре детско-юношеского творчества.
Ранее работала в хореографическом училище, хоре «Мракац», сотрудничала с Шушинским хором «Варанда», Арцахским камерным оркестром, Арцахским государственным джаз-бендом, выступала со многими отечественными и зарубежными исполнителями, скрипачами, вокалистами.
Как концертмейстер я участвовала в нескольких конкурсах и концертах в разных странах – в России, Литве, Дании, Испании. Я живу музыкой, без неё не могу прожить и часа. Со всеми нашими исполнителями я уже выступала, но хочется поработать и с другими. Помню, к нам приезжал известный вокалист из Литвы Томас Ладига, вот, у него можно было бы чему-то поучиться… - резюмировала Надежда.
Тут она вспомнила итальянца, который приезжал в Степанакерт и вначале смотрел на всех свысока, пока Надя не сыграла очень трудное произведение «Токкатину» Н. Капустина. Трудность заключалась в технике, ритмике, музыкальном восприятии и в художественном исполнении... Итальянец был сражён и долго не мог найти слов...
Когда разговор пошёл о её личной жизни, Надя, с присущим ей юмором и улыбкой ответила:
- У меня есть прекрасный сын, за что я благодарю Бога, которого я воспитываю одна. А вот, насчёт второй половинки... пока не встретила достойного мужчину...
Три дня подряд, предварительно договариваясь с Надеждой Владимировной, я шёл в Центр детско-юношеского творчества и по крупицам собирал материал: брал у неё интервью, сидел на уроках, разговаривал с детишками, которым она преподаёт, фотографировал, делал видеоролики...
Устал, но на душе хорошо...
А в ушах звучат звуки мелодии "Малагуэнья" Эрнесто Лекуоны, которую Надя потрясающе сыграла в конце моего визита и которым я завершаю своё повествование...
Урок сольфеджио. Надежда Владимировна наносит на доску ритмический рисунок.
Урок сольфеджио. Надежда Владимировна показывает карточки с изображениями предметов, в котором зашифрована нотка.
Педагог сольфеджио Надежда Акопян проверяет ритмические навыки детей.
Урок сольфеджио. Дети.
Педагог сольфеджио Надежда Акопян проводит сольфеджирование с детьми.
Урок сольфеджио. Надежда Владимировна проверяет домашнее задание.
Педагог сольфеджио Надежда Акопян проводит опрос знаний теории музыки.
Надежда Акопян (слева) и педагог по вокалу Армине Яхшиян.
Пианистка Надежда Акопян. Последний день моего визита.
Пианистка Надежда Акопян исполняет "Малагуэнью" Эрнесто Лекуоны.
Зарисовка.
Фотографии из поездки в Испанию на международный конкурс, где заняли гран-при и 1 место. Сентябрь 2015 г.
С Любовью Казарновской.г.Шуши, сентябрь, 2014 г. Фото из личного архива Н.Акопян.
С Пласидо Доминго мл. Фото из личного архива Н.Акопян.
С Тиграном Мансуряном, Народным артистом Армении. После концерта, посвящённого его 75-летнему юбилею. Октябрь, 2014 г. Фото из личного архива Н.Акопян.
Здание Степанакертского Центра детско-юношеского творчества.