Превратится ли хрупкое перемирие в большой мир? Поездка в сёла Мартакертского района
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Панорама ущелья реки Хачен.
----------------------------
В эти два дня я поехал в сёла Мартакертского района, где нашли приют наши граждане, пострадавшие во время апрельской войны, зашёл в дома и гостинцы, где они проживают. Поехал также в Мартакерт, где встречался с представителями властей района, города, пошёл в среднюю школу, общался с жителями города. И теперь, собрав большой материал, поработав над ним, я выставляю пост. Пришлось отредактировать, сжать текст, выставить минимум фотографий, чтобы уложиться в два поста.
Ранее я выставлял посты, где подробно писал о начале боевых действий в Нагорном Карабахе, приостановлении войны, роли России, Турции, поэтому не буду возвращаться снова к этой теме...
Проехав сёла Аскеранского района, передо мной открылась великолепная панорама ущелья реки Хачен. Любуясь потрясающе-красивой природой, на какое-то время я потерял чувство реальности – не верилось, что на границе до сих пор идут обстрелы, что в первых числах апреля четыре дня шли кровопролитные бои, сотни людей погибли, что сейчас я еду к людям, которые вынужденно покинули свои дома...
Свернув с трассы налево, через 10 километров я въехал в красивое, древнее село Ванк Мартакертского района. Взору открылась красавица-церковь Гандзасар (10-12вв.) горделиво возвышающаяся на горе. Об этом селе в своё время я много писал. Здесь родился меценат, благотворитель, российский миллионер Левон Айрапетян, который смог за короткое время из простой карабахской деревни превратить в село-сказку...
В красивом здании сельской администрации я встретился с зам.главой Сергеем Баграмяном. В разговоре с ним я узнал, что во время апрельской войны более 60 человек проживало в двух гостиницах села, но потом многие выехали, вернулись в свои дома, в частности мартакертцы. Правительство Карабаха помогало и помогает до сих пор беженцам продуктами питания, но ночлег и пр. было за счёт Левона Айрапетяна.
Далее, я пошёл в среднюю школу села Ванк, где встретился с директором школы Варей Авнесян, детишками, язык не поворачивается назвать их беженцами... Со 2 апреля в школу поступило 40 учеников из Мартакерта, Матагиса, Талиша. Дети смогли за короткое время интегрироваться, начали получать высокие оценки, но, как они сказали, хотят вернуться в свои родные школы.
На третьем этаже сельской администрации находится музыкальная школа. Мне было интересно посмотреть своими глазами, как в такое время дети занимаются музыкой, хореографией. Узнал, что в неделю два раза преподаватели Степанакертской музыкальной школы приезжают в Ванк, где занимаются с сельскими детишками, а теперь и с теми, кто покинул свои дома.
На звуки пианино зашёл в класс, где педагог по фортепиано Размика Кароевна Давидян, проводила с малышами урок.
После школы, вместе с Сергеем Баграмяном я пошёл в дом Гриши Петросяна, где проживала его свояченица из Мартакерта Жанна Сардарян, с дочерью Астхик. Жанна воспитатель детского сада. Дом её пострадал от взрывной волны, муж находится на передовой. Ждёт не дождётся, когда сможет вернуться к себе домой и заняться любимым делом – воспитывать ребятишек. Когда вошди в дом, вкусно пахло свежеиспечённым деревенским хлебом. Нас, естественно, угостили...
Когда выходили из дома Гриши, увидели Акопяна Алёшу стоявшего около тонира, где его супруга и внучка пекла хлеб. Старшая его дочь из Мартакерта. Во время артобстрела в начале апреля в её дом прямым попаданием попал снаряд. Внучка Марина (крайняя справа) молчала, а потом говорит: «Ждём, когда отремонтируют наш дом, чтобы вернуться обратно. Хотя у дедушки и бабушки хорошо, но хочется к себе домой».
После Ванка я заехал в с.Арачадзор, где со слов главы сельской общины Гургена Габриеляна узнал, что в настоящее время в селе находятся 70 человек из Талиша, Мартакерта, Магавуза и Неркин Оратага, и все они проживают в семьях своих родственников. Занятия в школе были завершены и поэтому я решил навестить одну из таких семей.
Так я попал в дом, где беженка из с.Талиш Кристине Захарян живёт вместе с четырьмя детьми. Муж Кристине Мхитар, бывший военнослужащий, в настоящее время на пенсии. Они должны были получить от государства квартиру, как семья бывшего военного. Кристине рассказала, как они в ночь с 1 на 2 апреля спешно выехали из села, оставив всё нажитое ( имущество, скот и пр).
По возвращении из Мартакертского района я поехал в гостиницу «Ахтамар» в Степанакерте, где проживает часть беженцев из сёл Талиш и Матагис. Женщины сидели на улице, обсуждали ситуацию на фронте, говорили о встрече Саркисяна и Алиева. Каждая из них переживала за имущество, которое оставила ТАМ. Поговорил с ними. Настроены оптимистично и ждут «команды», когда могут поехать к себе домой…
Перед гостиницей играли дети…
Постоянные читатели моего блога прекрасно знают, что для меня ценность – это человек, его жизнь, здоровье и безопасность. Поэтому в каждом посту я уделяю особое внимание людям, и этот пост не является исключением.
----------------------
Встреча Саркисяна-Алиева состоялась, в СМИ прошла скупая информация и шаблонные предложения, типа, «Армянские и азербайджанские переговорщики настроены на поиск компромиссов», «участники переговоров по Нагорному Карабаху в Вене договорились о соблюдении перемирия в регионе в формате договоренностей 1994-1995 годов». Ожидается совместное заявление. Следующая встреча намечается на июнь. Но сегодня на фронте была перестрелка, погибли люди… Продолжение моих мыслей будет в следующем посту.
Следующий мой пост будет посвящён поездке в город Мартакерт, где я встречался с жителями, поговорил с ними, увидел разрушенные дома, но не буду забегать вперёд…