«Сбежали из Баку, но снова смотрим Баку. Смотрим концерты, а когда начинаются новости – выключаем...»

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Давно я не ездил в сторону села Сарнахпюр Аскеранского района и поэтому обрадовался,  узнав от моего друга о возможности такой поездки...

Проехав Аскеран, мы попали в плотный туман. Стало ясно, что если так будет продолжаться, я не смогу фотографировать ни село, ни его окрестности. Пару раз немного прояснилось, и я успел сделать несколько снимков, но туман так и не рассеялся, когда мы добрались до Сарнахпюра…

Глава общины Эдуард Габриелян, мужчина в возрасте, голубоглазый, сухощавый, с заскорузлыми, мозолистыми руками, встретил нас у себя в кабинете. Мы разговорились, я узнал очень много интересного о селе: как живут люди, какие у них проблемы и т.д.

Однако, всё по порядку.

Во время Союза в Сарнахпюре (он тогда назывался Агбулаг), проживало около 180 человек и было 58 домов. Теперь в селе 105 жителей и 28 домов. Жители в основном занимаются земледелием и животноводством. Сам Эдуард (Эдик), уроженец этого села, с 1992 года является главой общины. А до 1988 года Эдик проживал в Баку.

«Когда мы переехали из Баку в Сарнахпюр, председателем колхоза был Славик Мирзоян. Он предложил мне поработать механиком. Тогда у нас было много машин, комбайнов, тракторов и всё, что нужно для колхоза...

10 мая 1992 года азербайджанцы напали на нас, мы оставили село и поднялись в соседнее село Даграз. Однако, через месяц они и это село взяли. Во время нападения на Сарнахпюр Славик Мирзоян пропал без вести, о нём мы до сих пор ничего не знаем. В этой войне у нас погибло 12 человек – четверо из них были уроженцами нашего села. Еще четверо пропали без вести. В Великую Отечественную войну (1941–1945 гг.) не вернулось 56 сельчан.

Два раза я был ранен, во второй раз тяжело. Отвезли в Ереван, долго лечили...  Но я выжил. Сын тоже был ранен, он инвалид 2-ой группы», - дымя сигаретой рассказывает мне Эдик.

В разговоре с ним я понял, что передо мной сидит неисправимый оптимист, для которого, несмотря ни на что, стакан всегда наполовину полный. Хотя есть трудности: нет магазина, до недавнего времени была проблема с питьевой водой (родник часто пересыхал), село находится вдали от столицы и райцентра, дороги не ахти какие.

Закуривая очередную сигарету, Эдик говорит: «Хотелось бы, чтобы к семьям погибших и инвалидам отношение было лучше. Завтра, если начнётся война, несмотря на возраст, мы должны защитить наши семьи, нашу землю». После долгой паузы он продолжает: «Фактически, в селе нет нуждающихся людей: у каждого есть земля, скот. Сажай, выращивай, держи скот, потом продавай, живи на здоровье. Только надо работать – не сидеть, сложа руки, и жаловаться на жизнь».

Тут Эдик сказал такое, что хоть стой, хоть падай – оказывается, уже 25 лет как сарнахпюрцы не имеют возможности смотреть карабахское телевидение, не знают, что в Карабахе творится. Все новости, касающиеся Карабаха, они узнают через ереванские программы. Есть «тарелки», сельчане смотрят программы со всего мира, кроме Карабаха. «Сбежали из Баку, но снова смотрим Баку. Смотрим концерты, а когда начинаются новости – выключаем...» – говорит с улыбкой Эдик. Потом, когда мы были дома у Эдика, я убедился в этом: бакинские каналы без помех, по радио льётся азербайджанская музыка, хотя со стороны Азербайджана глушат теле- и радиоканалы, чтобы армяне не видели и не слышали их...

Администрация села и школа находятся в одном здании. Мы зашли в учительскую, где находились директор и одна учительница. Директор школы Шогер Григорян имеет 15-летний стаж преподавательской работы и три года как является директором школы. Сама школа небольшая: одиннадцать учеников, пять преподавателей. Школа четырёхлетка, после её окончания дети продолжают учёбу в соседнем селе Нахичеваник. В настоящее время восемь детей из Сарнахпюра учатся там. Президент Карабаха подарил селу машину, которая каждый день отвозит учеников из Сарнахпюра в Нахичеваникскую среднюю школу и привозит обратно домой. В этом году в первый класс поступил один ученик, в прошлом году первоклассников было четверо, в следующем – снова будет четверо учеников...

Я сделал несколько снимков в школе и небольшой клип урока...

Судьба у Эдика похожа на судьбы десятков тысяч армян, в своё время переехавших из Карабаха в Баку, Сумгаит и другие города Азербайджана: работа, женитьба, дети... Потом, после 1988 года, – вынужденный переезд. Кто уехал в страны ближнего и дальнего зарубежья, кто вернулся на историческую родину – в Нагорный Карабах.

Пришло время обеда, и Эдик настоял, чтобы мы зашли к нему домой...

В 1966 году Эдик женился в Баку на красавице Розалии, у них родились мальчик и девочка. Супруга работал в дамской парикмахерской, сам Эдик – в первом автобусном парке «Интурист», где обслуживали только иностранных туристов. Дочь пошла по стопам матери, а сын поступил в Бакинское Высшее военно-морское училище. Жизнь была безбедная, жили в достатке.

Супруга Эдика накрывала на стол, одновременно слушая своего мужа. Эдик рассказал, как после событий в Сумгаите к ним начали поступать телефонные звонки с угрозами и настойчивыми предложениями уехать.

«Мы не выдержали и выехали из Баку в течении одного дня, 14 декабря 1988 года. Ни вещей мы не смогли взять с собой, ни квартиру обменять. Незадолго до отъезда мы сделали прекрасный ремонт... Фактически мой товарищ-азербайджанец помог нам выехать из Баку. Я считаю, что он спас мою семью. Ключ от квартиры отдали русской соседке, живущей этажом выше, и уехали. Не жалею, что вещи, имущество оставили, главное, что мы живы-здоровы. Единственное, что осталось от бакинской жизни – это “Волга ГАЗ-24”, которую друзья переправили в Туркмению», – говорит Эдик, вспоминая прежнюю жизнь в Баку. Закурив очередную сигарету, он переходит к настоящему: «Жаль, что каждый день погибают молодые парни на фронте... У нас есть много проблем, многое ещё надо сделать, но, я думаю, в Карабахе у нас всё будет хорошо, мы будем жить здесь, только мы должны трудиться, много работать...»

Хозяйка пригласила нас к столу, угостила разными сладостями, фруктами, а потом подала горячее блюдо.

Розалия Самсоновна – коренная бакинка, родилась и всю жизнь прожила в этом городе. Ее соседом был будущий известный шансонье Борис Давидян (Бока). Много лет Бока был неравнодушен к Розе, ухаживал за ней, каждый вечер стоял у подъезда, дожидался её… Тогда Боку практически мало кто знал. Он пел в клубе, на 12-ой Нагорной. Но старший брат Розы, с которым дружил Бока, помешал развитию дальнейших отношений... А потом на свет появилась песня «Роза», которую написал Бока... Я спросил Розалию Самсоновну, не ей ли посвящена эта песня? Мой вопрос вызвал лёгкий румянец на её щёках – она не стала подтверждать мою «версию», но и не опровергла ее. Уже потом я узнал, что Бока действительно посвятил песню «Роза» красавице-соседке, в которую был влюблён без памяти... Глядя на симпатичную, стройную Розалию Самсоновну, я понимал, почему Бока «дежурил» у её подъезда, ухаживал, а потом посвятил прекрасную песню своей безответной Любви...

В разговоре со мной и глава сельской общины, и директор школы несколько раз упомянули имя благотворителя и мецената Саркисяна Сергея Темуровича, уроженца этого села, проживающего в Москве. Очень много он делает для школы, которую окончили он и его покойная супруга Жасмен. Он отремонтировал школу, каждый год для всех детей покупает сумки, школьные принадлежности и одежду. Всем школьникам на 1 сентября выдаёт по 40 тыс. драм ($1 – 469 драм – прим. А.В.) и больше... В Сарнахпюре всегда была проблема с водой, особенно летом, но на средства г-на Саркисяна в этом году здесь пробурили артезианскую скважину.

Я погуглил и прочитал  много интересного об этом человеке. Оказывается, г-н Саркисян относился к категории людей, о которых в советское время не писалось и мало говорилось, их имена, как правило, были засекречены.

Вот коротко о Сергее Темуровиче Саркисяне: заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, доктор философских наук, действительный член РАЕН, действительный член МААНОИ, профессор, разработчик метода научного исследования при анализе причинно-следственных связей для решения прикладных задач экологии. Трудовая и научная деятельность Сергея Саркисяна преимущественно связана с электротехнической и электронной промышленностью СССР, а затем и РФ. Генерал-лейтенант.

 

Материал подготовлен при содействии International Alert в рамках проекта «Неуслышанные голоса», финансируемого Фондом Предотвращения конфликтов, содействия стабильности и безопасности Великобритании. Содержание является ответственностью журналистов и не обязательно отражает точку зрения организации International Alert и наших доноров.

По дороге: дома села Варазапюн.

Немного прояснилось... дома села Нахичеваник. 

Глава общины с.Сарнахпюр Эдуард Габриелян.

Здание школы.

Педагоги школы, слева на право: Галя Тезикян, педагог начальных кассов, Шогер Григорян, директор школы, и Жанна Габриелян, классрук 2-4 классов.  

Педагог Жанна Габриелян ведёт час классрука среди детей 2-4 классов.

В школе висит портрет покойной супруги благотворителя Сергея Саркисяна - Жасмен Мирзоян.

Благотворитель Сергей Саркисян с учениками школы. 

Благотворитель Сергей Саркисян с директором и преподавателями школы.

Стенд в школе с фотографиями погибших сарахпюрцев в Карабахской войне.

Дрова на зиму для школы.

Розалия Самсоновна с супругом Эдуардом.

На столе всё вкусное, всё домашнее...

На улице было промозгло, холодно, но дома деревенская печь согревала нас. 

 

 

 

Розалия Самсоновна, хозяйка дома, угощает нас... 

Памятник погибшим сарнахпюрцам в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.. 

Деревенский родник.

Туман. Дерево. Крыши близлежащих домов. 

Педагог Жанна Габриелян ведёт час классрука среди детей 2-4 классов c.Сарнахпюр Аскеранского района Нагорного Карабаха.