Органическое сплетение языческого и христианского...
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
По разному можно подойти к матаху (жертвоприношение) – можно пожалеть жертвенное животное или же птицу (петуха), можно не вдумываясь в суть этого обычая, спокойно резать животных и т.д.
Вчера был в с.Гиши Мартунинского района, где есть очень красивое место под названием «Воски хач» - высокие старинные деревья, родник, где люди приносят в жертву баранов, петухов, по старому армянскому (христианскому) обычаю и на ветках деревьев завязывают ленточки, загадывая желание, наверное, хотят решить свои проблемы таким образом – через ленточки выйти на Него...
Мата́х (арм. Մատաղ) — обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Дословно матах означает «палец соль» — мат (палец) и ах (соль). Главный смысл матаха — дар Богу через сотворение милостыни бедным, пожертвование. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо просто раздачей мяса пожертвованного животного.
Часто видел деревья, смотря издали на которых, видишь, как они пестрят разноцветными узелками, сами деревья похожи на праздничные ёлки. Некоторые люди, к веткам подвешивают головы, ноги жертвенных барашек, петушков...
Вспомнил такие деревья в Амарасе, ветки 2-х тысячелетнего платана, на которых круглый год висят разноцветные ленты, головы вновь зарезанных жертвенных животных...
С детства мне было жалко этих барашек, петушков, которых активно резали родственники, знакомые, а потом мясо раздавали соседям.. Потом я понял, что это христианский обычай, который пришёл к нам из глубины веков - принести жертву Богу и мясо раздать неимущим.
Обряд матаха появился во времена святого Григория Просветителя. Предание Армянской церкви сообщает, что по принятию христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.
Одно из деревьев святого места "Воски хач".
"Воске хач". К стволу дерева некоторые сельчане прикрепили крест, иконки...
"Воске хач". Небольшие хачкары, здесь можно и свечи зажечь...
"Воске хач". Написано на грабаре (старый армянский алфавит).
"Воске хач". Кто-то из жителей с.Гиши на свои средства поставил этот камень.
"Воске хач". Ствол старого дерева.
"Воске хач". На ветках деревьев висят узелки, ленточки, целлофаны...
"Воске хач". В любое время года, в любую погоду сюда приходят люди.
Раннехристианский монастырь Амарас. Голова жертвенного петушка на ветке тутового дерева.
На ветках 2-х тысячелетнего платана голова и ноги жертвенного барана.
На ветках 2-х тысячелетнего платана висят платочки, узелки и пр...