Международный семинар Кавказ 2025: Концепция развития. Пути обеспечения свободного передвижения людей, свободной торговли и продвижению рынков на Южном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Для танго нужны двое."
Посол Хайди Тальявини
С распадом Советского Союза кардинальным образом изменилась геополитическая ситуация в мире, что повлекло за собой множество проблем, породило новые вызовы и угрозы национальной безопасности государств.
Это всё не обошло и Южный Кавказ, который традиционно являлся узловым пунктом пересечения интересов и противоречий различных сил, военно-политических силовых центров и сверхдержав.
История Кавказа – хроника трагедии кавказцев, является историей борьбы великих держав и цивилизаций за раздел и передел сфер влияния в этом регионе мира.
В этом смысле, по своей географии, культуре, истории, демографическому составу и другим факторам, определяющим среду безопасности, Южный Кавказ является своеобразным регионом - перекрёстком различных этнических групп, религий, культур, цивилизаций, международных транспортных путей.
Вместе с советской империей рухнул и миф о Кавказе: гостеприимство обернулось этническими чистками, мудрость гор - варварскими межнациональными столкновениями...
С 19 по 22 июня, в Женеве, был проведён международный семинар "Кавказ 2025: Концепция развития". Организатором этого мероприятия был Женевский Центр Политики Безопасности (GCSP), финансовое содействие оказал Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии (FDFA). В ноябре 2012 года был первый семинар по этой теме, куда был и я приглашён, но по объективным причинам не смог участвовать на нём.
Есть спорные моменты между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, между Грузией, с одной стороны и Абхазией, Южной Осетией - с другой. Были кровопролитные войны в регионе, погибли десятки тысяч людей, миллионы стали беженцами. Границы закрыты и это всё оказывает негативное воздействие на население: это всё тормозит развитие региона, кто бы что не говорил, но это так.
И на фоне этого, очень отрадно, что Женевский Центр Политики Безопасности (GCSP) смог создать неформальный диалог между независимыми экспертами из всех частей Южного Кавказа, вне зависимости от того, государство это признанное, частично признанное или же не признанное.
Естественно, эксперты не могут решать вопросы, они могут анализировать, прогнозировать и это всё предлагать своим политикам (властям), обществам, международным организациям, что и было на нашем семинаре.
И очень примечательно, что мероприятие прошло в Швейцарии, которая живёт 160 лет без войны и процветает.
На данном этапе мы видим, что между сторонами конфликта(ов) нет доверия, почти все стороны конфликта надеются на своих старших "братьев", не понимая, что у каждого из таких "братьев" есть своя выгода, у каждого из них свои геополитические интересы, ради которых они могут спокойно переступить через всё, в зависимости от ситуации...
Я придерживаюсь того мнения, что не зависимо от того, в каком состоянии находятся государства, связь между людьми не должна прерываться, контакты между ними обязательно должны быть, что, в свою очередь поможет скорейшему решению кофликта(ов).
Одним из моих предложений на семинаре было о приграничной торговле ( а почему бы и нет?), есть же прецендент "Садахло", благодаря которому тысячи и тысячи семей кормились от этого рынка (армяне, азербайджанцы, да и грузины тоже). Здесь нужно желание сторон конфликта, в открытии зоны свободной торговли, где будут, на первых порах, отменены пошлины, налоги. Люди, с двух сторон на этом только выиграют.
Сейчас трудно это представить, но, уверен, что к дальнейшем это может быть, когда правительства Азербайджана и Карабаха смогут вынести совместное решение об открытии зоны свободной торговли.
Хотел бы остановиться на одном из вариантов экономического сотрудничества – использование водных ресурсов, в частности реки Тер-тер. В районе Мир-Башира (Азербайджан) и с.Чайлу (Н.Карабах) можно организовать так, чтобы водными ресурсами пользовались обе стороны. Распределительная часть системы каналов находится на Карабахской стороне, канал идёт в Азербайджан и возвращается обратно. В своё время карабахская сторона предложила азербайджанской стороне, чтобы они отремонтировали канал, взяли бы столько воды, сколько нужно, а часть была бы возвращена. Но соглашения не было и поэтому река Тер-Тер течёт в сторону Азербайджана, но по руслу, т.к. вода на уровень каналов не поднимается. Фактически этой водой могли бы пользоваться десятки тысяч семей с двух сторон.
Ранее были две встречи с участием инженеров водного хозяйства Азербайджана и Карабаха, в присутствии ОБСЕ, Посла г-на Каспржика, но, как потом оказалось, вопрос был политизирован и не решился положительно.
В написанном мною не политики, есть одно, чтобы люди могли бы пользоваться природными ресурсами, могли бы содержать свои семьи, а это, как правило, сельские жители.
Я не говорю о том, что короткий путь газа и нефти из Азербайджана на Европейские рынки может пройти (теоретически): Азербайджан –Карабах – Зангезур – Нахичевань - Турция и дальше в Европу. Также, транспортный путь: ж/дорога Баку - Юг Карабаха - Мегринский участок – Нахичевань – Ереван – Гюмри – Карс (Турция). На этой линии может быть выход и на Джульфу (Иран). Это интересный транспортный проект, в который будут вовлечены Армения, Азербайджан, Карабах, Нахичевань, и региональные страны - Иран, Турция.
Однако, все мы понимаем, что это не реально, здесь вмешивается большая политика, но вопрос использования водных ресурсов, думаю, не может быть проблемой, даже на данном этапе, при желании властей сторон конфликта, повторюсь.
Контакты между сторонами обязательно должны быть, т.к. очень часто бывают случаи пожаров на линии соприкосновения, нашествия саранчи, полевых мышей и т.д. и с ними надо сообща бороться. Также, бывают вопросы гуманитарного характера: бывают частые случаи попадания в плен, с двух сторон есть смешанные браки, представители которых, вынужденно, чтобы встретиться, едут в Грузию или в Россию, также, люди могут посещать кладбища (могилы родных), церкви и мечети и пр.
Много есть моментов, когда стороны могут найти точки соприкосновения, чтобы наши народы не отдалялись бы, чтобы мы сами решали бы наши вопросы и как тут не вспомнить слова Посла Хайди Тальявини, говорящей, что "Для танго нужны двое"...
На семинаре было приятно слышать о позитивных моментах в соседних странах. Вот пара примеров: совместное использование водных ресурсов между Южной Осетией и Грузией (Зонкарское водохранилище). Два года назад была угроза прорыва воды, но грузинские и юго-осетинские инженеры смогли оперативно устранить опасность путём совместной работы.
Далее, Ингурская ГЭС, на примере которой видим взаимозависимость - часть ГЭСа находится на абхазской стороне, часть же - на грузинской. Никогда эта ГЭС не простаивала, она совместно ремонтируется. Вместе с правительствами Грузии и Абхазии, Евросоюз вкладывает деньги в этот проект, который, как показало время, себя оправдывает - обе стороны конфликта не политизируют этот проект, что приносит пользу абхазам и грузинам.
В конце хотел бы добавить, что большую помощь в использовании Зонкарского водохранилища оказали гражданские общества Южной Осетии и Грузии, которые, в рамках Женвеских дискуссий, приложили свои определённые усилия для того, чтобы водохранилище было бы использовано двумя сторонами - грузинской и юго-осетинской.
Это для тех, кто не верит в силу и возможности гражданского общества...
Ясно, что многое написанное мной кажется не реальным на данном этапе, но мир меняется на глазах. Государствам надо быть гибче, время диктует нам новые вызовы и надо быть готовым ко всему этому.
В то же время, с новыми проблемами, появляются и новые возможности, которые сулят нам всем новые перспективы, которые, уверен, нельзя упускать.
Международный семинар в Женеве.
Международный семинар в Женеве.
Международный семинар в Женеве.
Международнй семинар в Женеве.
Международный семинар в Женеве.
Международный семинар в Женеве.
Международный семинар в Женеве.