«Факсимильная дипломатия»... Прекращению огня – 19 лет...
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
«Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.»
Шота Руставели Поэма «Витязь в тигровой шкуре»
Наступила очередная дата прекращения огня на линии Карабахского фронта, которое было достигнуто 12 мая 1994 года. Это перемирие остановило бойню, спасло тысячи и тысячи жизней...
Вчера, в офисе НК ХГА прошёл круглый стол посвящённый этой дате. Собрались представители НПО, студенты, журналисты.
С основным докладом выступил один из участников переговорного процесса по заключению соглашения о прекращении огня, бывший заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха, председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Масис Маилян. Он представил предисторию заключения перемирия и в частности отметил, что «остановка боевых действий между НКР и Азербайджаном, несомненно, остается основным достижением в процессе нагорно-карабахского урегулирования».
Уникальность данного перемирия заключается в том, что перемирие было оформлено российским посредником В.Казимировым, используя «факсимильную дипломатию», т.е. без особой церемонии подписания документа. Главы оборонных ведомств НКР, Азербайджана и Армении отправили в Москву по факсимильной связи подписанные идентичные тексты о согласии прекратить огонь. Далее, режим перемирия поддерживается без участия «голубых касок» и базируется на военно-политическом балансе сил сторон конфликта. Вспомнил мои беседы с Владимиром Николаевичем Казимировым, который рассказывал, как было не легко добиться перемирия, какие трудности были, пока не подписали соглашение...
16 мая 1994 года, в Москве, при посредничестве министра обороны РФ Павла Грачёва состоялась встреча глав оборонных ведомств НКР, Азербайджана и Армении. На этой встрече Самвел Бабаян, Мамедрафи Мамедов и Серж Саркисян заявили о приверженности своих стран достигнутому соглашению о прекращении огня. 27 июля и 28 августа того же года стороны вновь подтвердили свои стремления соблюдать режим перемирия, вплоть до подписания мирного договора.
В конце круглого стола была острая дискуссия.... сидел я и слушал, как некоторые говорили, что надо было «и дальше продолжать наступление», другие, наоборот, считали, «что война вовремя была остановлена.» Перед глазами у меня пронеслись «кадры» нашей войны, также, вспомнил генерала Лебедя, которого некоторые сейчас критикуют за то, что он подписал Хасавюртовский договор, остановив первую чеченскую войну, тем самым спасая тысячи жизней... Сейчас некоторые считают, что не надо было этого делать, а надо было «идти до победного конца...».
Уверен, что такое «победный конец», никто не сможет точно внятно сказать, самое большее, что скажут – это назовут столицу оппонентов. С такими людьми говоря о том, что идя до «победного конца» мы потеряем тысячи и тысячи жизней, в ответ слышишь типа того, что «любая революция требует жертв...»
Когда начали критиковать бывших боевых генералов, во время круглого стола, тогда, уж, точно вспомнил слова Шоты Руставели из поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Впрочем, решил досидеть до конца, но всё равно не выдержал и высказал своё мнение, что перемирие нужно было не только азербайджанской стороне, но и нам – все мы теряли людей, не имеет значения, кто больше, а кто меньше... Нужно было остановить кровопролитие, дать сторонам подумать, оглянуться по сторонам и назад, посмотреть что произошло, переосмыслить...
Говорилось и о миротворческих силах. Слыша о «голубых касках», я всегда вспоминаю свою поездку в Боснию и Герцеговину в октябре 2010 года, моё посещение Сребренницы, где похоронены 9372 мальчиков, мужчин и стариков босняков, которых целенаправлено и методично сербы расстреливали, практически, на глазах у военнослужащих голландского «миротворческого батальона» (http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/5813)
В заключении скажу, что нельзя недооценивать роль Бишкекского мирного договора, которое фактически принесло нашим народам не долгожданный мир, а бессрочное перемирие.
Хотя и сейчас на линии соприкосновения, с двух сторон, часто погибают солдаты и офицеры от пуль снайперов и от ДРГ, что считаю это диким явлением, сейчас нет активной фазы боевых действий, фактически конфликт считается «замороженным».
И пусть наши политики думают, ищут выхода из этой ситуации, но только за столом переговоров, не посылая свою молодёжь в ненасытную пасть Войны... Пусть думают также и , посредники, роль которых примиртть народы, найти вариант, устраивающие все стороны конфликта...
Председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Масис Маилян (справа).
Участники круглого стола.
Масис Маилян и Карен Оганджанян - председатель ХГА Нагорного Карабаха.
Молодые студенты говорят о перемирии...
Много было споров, много разговоров о том, нужно ли было карабахской стороне это перемирие...