"Гора сокровищ": Гандзасар, монастырь Х-ХIIIвв., выдающийся памятник армянской культуры

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Cледуя своему плану выставления тем на моём блоге, я выехал в Мардакертский район в с.Ванк (левый берег р.Хачен), где неподалёку находится монастырь Гандзасар. На армянском Գանձասար, досл. «гора сокровищ». Это действующий монастырь (Х-ХIII вв.) Арцахской Епархии Армянской Апостольской Церкви (Հայ Առաքելական Եկեղեցի), который с конца XIV в. – был резиденцией католикосов области Агванк.

Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название св. Ованеса Мкртыча (св. Иоанна Крестителя).

В советское время монастырь был закрыт, не функционировал, а открылся он в 1989 году. Гандзарас сейчас почти полность отреставрирован, к нему проведён прекрасный асфальт, созданы всё условия, чтобы туристы, верующие, да и все желающие посетить это святоё место, смогли бы беспрепятственно это сделать. И как видно, в любое время года туда едут туристы, гости, просто карабахцы, посмотреть, помолиться, сделать крестины, бракосочетаться и т.д.. Немалая заслуга  в этом (реставрация, дорога и пр.) принадлежит российскому меценату армянского происхождения Левону Айрапетяну, который, к слову, приложил много сил и средств благоустройству своего родового села Ванк, что находится внизу Гандзасарского монастыря. Я это к тому, что, если писать, говорить о Гандзасарском монастыре и не упомянуть г-на Айрапетяна - нельзя...

Ранее я выставил посты про Леона Айрапетяна, о том, что он сделал для Ванка, кому интересно, кто не видел, посмотрите:

http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/8139     - ч.1

http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/8151     - ч.2

 P.S. Немного из истории – «в 301 году Армения стала первым государством в мире, которое официально объявило христианство своей государственной религией. В 301 году глава Армянской Церкви, Святой Григорий Просветитель, обратил в христианство царя Армении Трдата III. Согласно церковным источникам, Святой Григорий был заключен в тюрьму на 13 лет по приказу царя Трдата. Все это время он жил в тюремной яме называемой Хор Вирап (Խոր Վիրաբ, “Глубокий Колодец” по-армянски). После того, как царь Трдат тяжело заболел, Святому Григорию, обладавшему способностями целителя, удалось излечить царя, что и послужило началом уверования Трдата III в Христа и его последующего крещения Св. Григорием.

Армянская Апостольская Церковь существовала с первых дней апостольского миссионерства, и являетя одной из самых древних постоянно действующих организаций. Христианскую веру начали проповедовать в Армении два апостола Иисуса Христа: Святой Варфоломей и Святой Фаддей.

Армянская Апостольская Церковь является также самой древней национальной христианской церковью в мире. В 451 г. церковь отвергла решения экуменического Собора в Халкедоне, а в 554 г., во время церковного собора в армянском городе Двине, Армянская Апостольская Церковь официально расторгла отношения с Вселенской Церковью.

Христианство в Армении окончательно утвердилось после перевода Библии на армянский язык в 406 г. Св. Месропом Маштоцем — армянским богословом и ученым-лингвистом, который изобрел армянский алфавит, и около 410 г. открыл первую армянскую школу в Монастыре Амарас, на территории современного Нагорного Карабаха.»

Ну, об Амараском монастыре, будет отдельный пост, даст Бог, потому что, есть что показать и рассказать...

Западный (главный) вход на территорию монастыря.

Табличка перед входом в монастырь.

Монастырь Гандзасар: внутренний двор.

Вид на Собор Св. Иоанна Крестителя с северо-востока.

Вид на Собор Св. Иоанна Крестителя с юго-востока.



Западная часть монастыря.

Южный фасад Собора Св. Иоанна Крестителя.

Вид на притвор монастыря.

Центральный вход в гавит-притвор.

Деревянная дверь с хачкаром.

Гавит притвор монастыря.

На фасаде здания встречаются довольно таки странные рельефные скульптуры, вперемешку с надписями на староармянском.

Одна из стен Гандзасарского монастыря.

Дети пришли на экскурсию.

Внутренний двор монастыря.

Слева видны кельи, где раньше обитали монахи, впереди адмистративное здание монастыря.

Война не обошла стороной и монастырь. Следы от осколков...

Стена Гадзасара, видны расставленные хачкары.

Тутовое дерево во дворе монастыря.

Надгробные плиты в притворе монастыря.

Надгробные плиты в притворе монастыря.

Надгробная плита Джалала III в притворе монастыря.

Прихожане...

Девочки молятся.

Священослужители. Крайний слева - брат Карен, следующий - настоятель монастыря отец Григор.

Голубка в притворе монастыря.

Хачкар в помещении Собора Иоана Крестителя.

Маленькие хачкары в приворе.

Могила-хачкар...

Хачкар. Во дворе монастыря...

Хачкар. Во дворе монастыря...

Хачкар. Во дворе монастыря...

Девушка во вдоре монастыря...Раздумья...

с.Ванк. Вид с Гандзасарского монастыря.

Вид на горы с площадки перед Гандзасарским монастырём.

Не разорвавшийся снаряд в монастырской стене.