«Безумство храбрых...» Сельский блогер против всех
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Блогер из селения Хатуей Лескенского района Кабардино-Балкарии Тимур Хамгоков, используя соцсети, пытается бороться с тем, что он считает несправедливостью и беззаконием. Тимур снимает видеоролики и выкладывает их на своих страницах, в частности, в Телеграм, где у него более тысячи подписчиков.
Объектом критики блогера является, главным образом, сельское руководство. В частности, глава сельской администрации. Он обвиняет главу в том, что тот был назначен на эту должность незаконно, так как не имел высшего образования и опыта работы в муниципальных органах, что он «разбазарил муниципальное имущество», земли сельского поселения раздал - кому сколько хотел, в результате чего половина села, в том числе и сам блогер, не получили участки, которые, как он считает, им положено было предоставить.
Но главное обвинение в адрес главы поселения из уст богера заключается в том, что тот, по его мнению, «втянул все население в незаконную реализацию спирта». В подтверждение своих слов Тимур приводит факт изъятия на территории села 21 тонны нелегального спирта, о чем сообщалось в СМИ.
Некоторое время назад глава села обратился в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации.
В исковом заявлении приводились посты из канала Тимура Хамгокова, которые, по мнению истца, рассматриваются им как подрыв его деловой репутации.
В частности, вот эти:
«Д. до того, как его назначили главой Хатуей, несколько лет занимался нелегальным оборотом и продажей спирта! На этом незаконном бизнесе он сделал деньги, то есть из проданного им спирта нелегальные водочники изготавливали паленую водку. Люди спивались, разрушались семьи, мужчины становились алкоголиками, а он на всем этом делал свои грязные деньги».
«Он является главой Хатуей уже шестой год, за это время в нашем поселении не было создано ни одного официального рабочего места. Не открылось ни одно предприятие, которое обеспечивало бы людей работой. Несколько лет назад в интервью он говорил, что в Хатуей собираются построить овощехранилище и гравийно-песочный завод, но это оказалось ложью».
«Все лучшие участки земли он отдал своим друзьям - спиртовкам, все участки, которые располагаются близко к федеральной дороге «Кавказ», где возможна хоть какая-то торговля, тоже подарил или продал за мизерную плату своим друзьям, за это они его поддерживают. А простые жители Хатуей как сидели без работы, так и сидят...».
Районный суд удовлетворил иск главы села. С блогера была взыскана компенсация морального вреда в размере 50 тысяч рублей. Верховный суд КБР оставил это решение в силе.
В Пятом кассационном суде решение отменили. И вернули дело на новое рассмотрение.
«Судом не установлено, какие сведения распространены ответчиком, соответствуют или не соответствуют эти сведения действительности, являются ли эти сведения порочащими, какой характер носит распространенная информация, является ли эта информация утверждением о фактах либо оценочным суждением... », - говорится в кассационном определении.
Пока шли суды, на блогера было совершено нападение. Как он рассказывает, его избили у ворот собственного дома. Он считает, что нападавший, которого он называет «бородатым» и «фанатиком», был подослан к нему его противниками. В отношении нападавшего возбуждено уголовное дело , однако он не был взят под стражу, и, как сообщает блогер, пустился в бега. Потерпевший считает, что преступника таким образом «уводят от ответственности».
Сторонников у блогера, как следует из его постов, нет.
«Почти весь Хатуей против меня», - говорит он.
====
Объективности ради следует сказать, что предоставление земли в аренду является прерогативой районных администраций, глава села не наделен полномочиями выделять или не выделять участки. Земельное законодательство в КБР отличается от федерального.
В республике не раздали сельским жителям паи, как это было сделано в других регионах. Здесь в начале 2000-х в законодательство было введено понятие «условный земельный пай». Это означало, что у сельчан нет права на землю, что это право «условное». В результате отдельные представители местной элиты - в основном это бывшие чиновники, - получили контроль над большими участками, до нескольких тысяч гектаров земель, сельскохозяйственного назначения, а большая часть сельских жителей - не получила ничего.
Сейчас во многих селах не осталось даже мест для выпаса скота. Вся земля в аренде.
Между тем, если бы сельским жителям раздали паи, вопрос о рабочих местах в селах, возможно, так остро не стоял бы. В нынешней же ситуации требовать от главы села создание рабочих мест безосновательно. Какие рабочие места он может создать? Откуда у него средства? Бюджеты сельских администраций - мизерные. Доходы от аренды земли поступают в бюджеты районов.
Что касается производства самопальной водки, о котором так настойчиво говорит блогер, тут, очевидно, должны разбираться правоохранительные органы. Как указано в Определении Кассационного суда, прежде чем взыскивать с блогера моральный вред , следовало проверить «соответствуют или не соответствуют действительности» распространенные им сведения.