«Еврейское счастье». Как члены одной семьи из Нальчика остались советскими гражданами
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Алхазовы, по национальности горские евреи, жили в небольшом доме по улице Гагарина (ныне улица Идарова). В 1989 году администрация Нальчика признала, что дом требует ремонта, и семью Алхазовых переселили в общежитие.
«Тогдашний мэр Нальчика Хазретали Бердов заверял нас, что ремонт займет не более двух недель и мы вернемся в наш дом. Но мы больше туда не вернулись. Наше временное отселение совпало с развалом Союза, кроме того Бердов вскоре покинул свой пост, остальные о нас и не вспоминали», - вздыхает Татьяна Игнатовна, и шутит, что теперь ей понятно, что такое «еврейское счастье» - это когда тебя преследует череда неудач.
По ее словам, дом никто ремонтировать не собирался. Его передали некоей женщине, матери одной из сотрудниц администрации Нальчика, которая его впоследствии продала.
В 2001 году Алхазовых заселили в двухкомнатную квартиру по улице Шалушкинская в Нальчике. Квартира была в крайне запущенном состоянии – на окнах местами вместо стекол был фанера, не было отопления, не было ванны, кранов, санузла.
Алхазовым был выдан временный ордер, который в дальнейшем так и не был заменен на постоянный.
«Наверное, в администрации рассчитывали, что мы, как и другие евреи, уедем в Израиль, и оставим квартиру, но мы не уехали, не было у нас такой возможности», - говорит Алхазова.
Из-за отсутствия документов на квартиру длительное время семью шантажировали какие-то сомнительные лица, представляясь хозяевами квартиры и требуя у них деньги за проживание в ней. Обращения в полицию ничего не давали. Доходило до прямых угроз, а один раз Вадим, сын Татьяны, даже получил ножевое ранение, и за это также никто не понес наказания.
В администрации Нальчика нам пояснили, что Алхазовы сами отказались от получения правоустанавливающих документов на квартиру, потому что хотели другое жилье – в нормальном состоянии. По моему, это вполне логичное, оправданное желание. Прошло более 23 лет, квартира по сей день неблагоустроенная. Нет ванны, нет мойки, остальную ситуацию описывать не хватит красок. Если коротко - квартира требует капитального ремонта.
Своими силами Алхазовы исправить ситуацию не могут. У Татьяны Игнатовны сын - инвалид детства, страдает эпилепсией. Живут они, в основном, на пенсию. Татьяна Игнатовна по выходным дням на блошином рынке продает бэушные вещи за небольшие комиссионные. Всех доходов семьи едва хватает на проживание и питание.
Жительница Нальчика добивается прописки в социальной квартире
В 2002 году по иску администрации Нальчика суд признал расторгнутым договор найма с Алхазовыми на квартиру, где семья жила до 1989 года. При этом Алхазовы до сих пор формально прописаны по старому адресу, в доме, которого уже физически не существует, там теперь другой дом и новый собственник. Кстати, и паспорта у них до сих пор советского образца.
Пару лет назад группа активистов разместила на сайте Change.org петицию с требованием к администрации Нальчика помочь семье провести в квартире ремонт и выдать документы на квартиру, либо переселить семью в благоустроенное жилье.
Предпринимались и другие попытки помочь Алхазовым. Увы, к сожалению, все оказалось безрезультатным.