Как оценивается судом моральный вред?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Кабардино-Балкарии сняли с должности главу района. Правда, официально это преподносилось как отставка по собственному желанию. Однако, все знают, что с таких должностей по собственному желанию если и уходят, то куда-то в вышестоящие структуры. А тут нет, глава района сложил полномочия и ушел в никуда. Никакую другую работу ему не предложили. А, стало быть, ушел он не добровольно.

Оказалось, что на экс-главу района завели уголовное дело. Якобы превысил должностные полномочия. Об уголовном деле он узнал из соцсетей. Никто его об этом официально не уведомил. Более того, постановление о возбуждении уголовного дела не было и выдано его адвокату, когда тот обратился к следователю. Следователь сослался, что в материалах имеются сведения, составляющие государственную тайну, а у адвоката нет допуска к гостайне. Хотя, по мнению юристов, постановление о возбуждении уголовного дела не может содержать подобные сведения. 

Но и это не все.

Экс-главу района объявили в федеральный розыск.

В постановлении о розыске в качестве основания указывалось, что «принятыми мерами установить местонахождение .... не представилось возможным, по месту жительства он отсутствует, в связи с чем, имеются основания полагать, что .... скрылся от следствия с целью избежать привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление».

В этот момент разыскиваемый находился в Новосибирске, где в одном из федеральных центров проходил обследование и лечение. В качестве подтверждающих документов у него были медицинские документы и авиабилеты. Экс-глава считает, что следователь хотел использовать постановление об объявлении его в федеральный розыск в качестве основания для заключения его под стражу.

Руководитель СУ СК РФ по КБР отменил постановления районного следователя о розыске. А районный суд признал незаконным возбуждение уголовного дела. В конце прошлого года экс-глава подал в суд иск о возмещении морального вреда за незаконное уголовное преследование.

В иске он написал, что все жители района его знают, как честного и добросовестного человека. После возбуждения уголовного дела и объявления его в федеральный розыск и распространения в СМИ данной информации, все его спрашивали, что за преступление он совершил, и ему приходилось оправдываться. Из-за этого он постоянно нервничал, у него стала болеть голова, пришлось  принимать успокоительные лекарства. Несмотря на то, унизили его честь и достоинство, подорвали его деловую репутацию, перед ним никто не извинился.

Моральный вред экс-глава района оценил в 3 млн рублей. Иск он предъявил казне РФ. 

Ответчика в суде представляло Управление федерального казначейства РФ по КБР, представитель которого требования не признал и просил отказать в иске, сославшись на то, что экс-глава под стражу не заключался, у него дома не проводились никакие следственные мероприятия, дело в суд не направлялось, он не был осужден, а стало быть морального вреда никакого не было.

Суд удовлетворил иск частично, взыскав сумму компенсации морального вреда в размере 350 тысяч рублей и расходы на адвоката в размере 100 тысяч рублей. Верховный суд КБР уменьшил эти суммы до 100 тысяч рублей за моральный вред и до 20 тысяч рублей – расходы на адвоката. 

Конечно, судьям виднее, их авторитет незыблем, но все-же... первое лицо района по щелчку чьих то пальцев был снять с должности и подвергнут уголовному преследованию, а это серьезный моральный вред для него. Тем более, что об этом человеке в бытность его главой района народ отзывался тепло, что бывает не так часто.

Другой вопрос, почему за чей-то непрофессионализм, за чьи- то ошибки, либо умышленные действия должна платить казна, а тот, кто допустил ошибку – остаться в стороне?