Не тот диагноз. Как «чернобыльца» из Дагестана лишили социальной выплаты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Житель селения Коркмаскала Кумторкалинского района Дагестана Магомед-Мурад Балатукаев в 1986 году был мобилизован на ликвидацию последствии аварии на Чернобыльской АЭС. В ликвидационных мероприятиях он принимал участие всего 1 месяц и 8 дней, но этого срока было достаточно, чтобы получить вред здоровью и группу инвалидности.
Как и всем участникам ликвидации аварии на АЭС, ему была назначена соответствующая денежная компенсация за нанесенный здоровью вред.
Однако, 30 июня 2009 года Главное бюро медико-социальной экспертизы РД по своему усмотрению изменило причину инвалидности Балатукаева на «общее заболевание». Ну вроде того, что человек просто так заболел, а участие в Чернобыле тут ни при чем. На основании этого заключения с 1 июля 2009 года Балатукаеву прекратили выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью как инвалиду ЧАЭС.
«Чернобылец» в поисках защиты своих интересов обратился в суд.
Суд обязал Главное бюро МСЭ по РД восстановить ранее установленную причину инвалидности - «заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», бессрочно. Решение было принято 12 апреля 2011 года.
Однако с 1 марта 2016 года ему вновь прекратили выплачивать указанную социальную выплату. И не выплачивали его до 30 сентября 2020 года.
Балатукаев вновь обратился в суд. За весь период, что он не получал указанную выплату, ее сумма составила более 1,5 млн рублей. Эту сумму он указал в иске, предъявленном Управлению социальной защиты Кумторкалинского района РД. Представители управления социальной защиты не отрицали, что претензии Балатукаева обоснованны, и что сумма иска рассчитана им правильно.
Суд 30 августа 2021 года удовлетворил иск инвалида-«чернобыльца». Решение суда вступило в законную силу, Балатукаеву был выдан исполнительный лист.
Вы думаете он получил выплаты? А вот и нет. Пока шли суды, в органах социальной защиты Дагестана произошли организационные изменения. Управление социальной защиты населения было упразднено. Его функции были переданы отделению Пенсионного фонда по РД.
Балатукаев обратился в Верховный суд Дагестана с заявлением о замене стороны по делу на отделение Пенсионного фонда по РД. Фонд направил в Верховный суд частную жалобу о том, что «решение суда первой инстанции – незаконно и необоснованно», что его следует отменить, а дело рассмотреть заново. Однако Верховный суд не нашел оснований для отмены решения районного суда». Просьбу Балатукаева о замене стороны по делу суд удовлетворил.
Вы думаете, после этого Балатукаеву выплатили деньги? Нет. Дело дошло до кассационной инстанции. Здесь 18 января 2024 года определение Верховного суда РД отменили и дело вернули на новое рассмотрение.
В связи с этой ситуацией возникает вопрос – а члены Бюро медико-социальной экспертизы, которые изменили диагноз «чернобыльцу» понесут за это ответственность? Ведь они явно превысили должностные полномочия, лишив инвалида положенных ему выплат, из-за чего он вынужден судиться и тратить деньги на адвокатов.
В соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» постановка диагноза относится к компетенции лечащего врача, а не экспертов МСЭ. Их обязанности регламентированы Приказом Минтруда №715 от 5 декабря 2013 года "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медико-социальной экспертизе" - https://base.garant.ru/70531842/. Ни о каком изменении диагноза при проведении медико-социальной экспертизы там не говорится.
Игорь Бурляй «5-й законсервированный блок ЧАЭС (готовность на момент консервации - 95%)». Фото Анны Коноплевой, "Кавказский Узел".