«Ждите очереди». Государство гарантирует жилье сиротам, но его еще надо получить

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Братья Владимир и Алексей Сидоровы 1994 и 1995 годов рождения воспитанники Нартановского детского дома Кабардино-Балкарии. Родом они из Майского района. Мать была лишена родительских прав в 2000 м году.

После окончания школы-интерната они встали на очередь за жильем. Владимир в 2012 году, Алексей в 2014 году. В 2020 году братья, каждый в отдельности, обратились в Нальчикский городской суд с иском о предоставлении им жилья.

Суд иски удовлетворил. Верховный суд КБР решения оставил в силе, более того, решение суда было обращено к немедленному исполнению. Дело дошло до кассационной инстанции, но и там все осталось в силе. Решения переданы для исполнения судебным приставам. Приставы регулярно выписывают штрафы руководству Министерства просвещения и науки КБР, которые ведомство оспаривает в суде. 

За все эти годы у Сидоровых скопилось немало официальных бумажек, в которых им разъясняют, почему им не могут выделить жилье. Ответы приходят как из Минпроса, так и из республиканской прокуратуры.

Право на жилье сиротам гарантировано в соответствии со 159 Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей». Хороший закон, я вам скажу. Очень гуманный и социально справедливый. Ибо сирота, который не имеет никакой материальной поддержки ни от кого, вряд ли когда-либо смог бы самостоятельно приобрести собственный угол. А тут от государства, в среднем 33 квадратных метра – это же царский подарок, не иначе.

Если бы не одно но... ожидание, тянущееся десятилетиями.

В настоящее время Владимир в сводном списке детей-сирот значится под номером 218, Алексей - под номером 493. К слову, когда Владимир встал в очередь, он был под номером 600. За 11 лет очередь подвинулась приблизительно на 400 человек. Такими темпами Владимиру придется ждать квартиру как минимум еще лет пять, а Алексею и того больше.

В упомянутом федеральном законе говорится, что уполномоченные органы обязаны обеспечить жильем детей-сирот по достижении им 18-летнего возраста. При этом не определён срок, в течение которого должно предоставляться жилье.  Поэтому суды выносят решения всегда в пользу сирот, которые потом с этими решениями на руках годами ждут квартир.

Почему такое медленное продвижение очереди? В ответах братьям Министерство просвещения и Прокуратуры КБР объясняют это недостатком выделяемых средств.

Как следует из официальных ответов, в сводном списке (список всех сирот по республике, нуждающихся в жилье) значится более 1428 человек. Из них право на внеочередное получение жилья в связи с достижением совершеннолетия имеют 1131 человек. А 178 - имеют на руках судебные решения на внеочередное получение жилья. Ежегодно список пополняется на 50-100 человек.

При этом расходы на жилье для сирот возложены, в основном, на региональный бюджет. А он, как известно, дотационный. Выделяемых средств, даже с учетом федеральных дотаций, не хватает.

«При имеющихся объемах финансирования предоставить всем жилье в кратчайшие сроки не получается», - говорится в ответе Министерства просвещения. Сидровым предлагают ждать своей очереди.

Нельзя сказать, что проблема никого не волнует. Например, по инициативе республиканской прокуратуры региональный парламент принял нормативный акт, в соответствии с которым с этого года сирота по желанию может получить жилищный сертификат на сумму 1 млн 800 тысяч рублей.  Однако с учетом возросшей стоимости жилья на эти деньги можно купить разве что деревенский дом, и то не лучшего качества. 

На мой взгляд, проблему можно решить, только если расходы на себя возьмет федеральный бюджет. Возможно, стоит объявить вопрос жилья для сирот очередным национальным проектом. По другому она будет решаться долго и медленно, и никогда до конца не будет решена, поскольку число детей –сирот, нуждающихся в жилье,  не уменьшается, а растет.