Чем чреват новый закон о биометрии?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

1 сентября истекает срок, отведенный для того, чтобы подать в МФЦ письменный отказ на занесение своих биометрических данных в Единую биометрическую систему, как то установлено федеральным законом №572.

Писать отказ или не писать - этот вопрос в последние дни активно обсуждается среди людей. Меня спрашивают, напишу ли я отказ? Поскольку ранее над этим не задумывалась, ответила, что еще не решила, как поступлю.

Некоторые мои знакомые решительно настроены отказаться от сдачи своих биометрических данных. Они видят в этом опасность, что данные будут каким-то образом против них использованы. Как именно они могут быть использованы, толком никто не знает. Закон не читали, никто его по телевидению не разъяснил. Люди даже не знают, какие данные будут внесены в систему. Сказали, что все это ведет к созданию «цифрового концлагеря», чтобы сделать народ «управляемым». Как это может произойти на практике – на этот вопрос ответа у знакомых не было. У меня тоже.

Зашла в гугл, стали читать закон и выяснять, что это за биометрическая система, для чего она нужна, и почему народ ее опасается?

Закон об Единой биометрической системе (ЕБС) был принят Государственной Думой в конце прошлого года. Как следует из текста, ЕБС нужна для того, чтобы «идентифицировать и аутентифицировать физических лиц», то бишь нас с вами, «государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком, иными кредитными и финансовыми учреждениями».

Для ЕБС нужны только наше фото и голос. Эти сведения размещают в ЕБС банки, МФЦ и иные организации при личном присутствии гражданина. Он должен заполнить специальную форму –согласие на размещение данных и скрепить его электронной подписью. Биометрические данные несовершеннолетних заносятся в систему с согласия их законных представителей.

При этом в законе особо подчеркивается, что биометрические данные не могут быть использованы в целях оперативно-розыскной и другой деятельности, связанной с правоохранительной системой, обороной, миграционным учетом и даже санитарно-эпидемиологической ситуацией.

Закон запрещает сбор и хранение в ЕБС геномной информации.

И самое главное, что важно знать, закон дает право отказаться от сдачи данных. Сделать это нужно до 1 сентября этого года. Персональные данные, на использование которых ранее было дано согласие, например, какому-нибудь банку, будут внесены в систему без учета мнения гражданина, однако закон дает право отозвать согласие.

Общественный деятель Хаким Кучмезов назвал закон «сомнительным».

 «Мне не нравится этот закон. Непонятно зачем он нужен был – ради фото и голоса, так это все есть у них давно. Зачем нужно было огород городить и принимать такой пространный закон?»

Кучмезов считает, что к созданию подобной системы подбирались давно. И если бы не Закон «О персональных данных» от 2006 года, который запрещает сбор геномных данных, ныне принятый закон мог бы быть небезопасным для народов.

По его мнению, никакой гарантии нет, что не произойдет утечка собранных биометрических данных, а сам закон следовало обсудить с общественностью, прежде чем его принимать.