Ниже уровня земли. Как потоп в Железноводске выявил наличие подвальных квартир
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
6 июня прошлого года на город Железноводск Ставропольского края обрушился тропический ливень. Дождевая вода залила улицы, дворы и подвалы домов. Оказалось, что кое-где в подвалах многоквартирных домов устроены квартиры, и в них живут люди.
Две такие «подвальные» квартиры обнаружились в доме по улице Ленина, 118. В одной из них проживает Ильвера Вартанова с семьей – дочерью и внуком. Поднявшиеся из-за обильного дождя канализационные стоки залили квартиру. Все имущество - ковры, мебель, обои, межкомнатные двери – пришло в негодность.
В тот день допоздна ее семья не могла попасть в квартиру, так как уровень воды достигал 30 см. Они вынуждены были вычерпывать ее, стоя по колено в ледяной воде. На их звонки аварийные службы отвечали, что ничем помочь не могут.
До этого случая квартиру Вартановой также неоднократно затапливало. Она обращалась в администрацию города, в водоканал, Управляющую компанию с просьбой принять меры о предотвращении потопов. В ответ получала отписки, дескать, все там нормально, на деле же - при каждом интенсивном дожде все повторялось.
Вид на Железноводск с горы Бештау. Фото - LASHKOV FEDOP, Wikimedia
После ливня 6 июня прошлого года Ильвера обратилась в Управляющую компанию курорта. Представитель УК составил акт о залитии квартиры. Потом она направила жалобы в органы власти, досудебные претензии управляющей компании и водоканалу. Ей отказали компенсировать ущерб. Далее она обратилась с иском в суд о взыскании суммы ущерба, неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов и штрафа.
Суд удовлетворил иск потерпевшей, взыскав с Управляющей компании курорта в ее пользу более 460 тысяч рублей. Именно УК суд признал ответственным за случившееся. Те, разумеется, не согласились, обжаловали решение суда в краевую судебную инстанцию. 4 августа этого года апелляцию рассмотрели, решение суда оставили без изменения.
В этой истории интересно то, каким образом в подвалах домов появились жилые квартиры. Вартанова говорит, что приобрела квартиру у предыдущего собственника, который и перевел ее в разряд жилого помещения. Каким образом ему это удалось, остается только догадываться.
В ходе судебного разбирательства очень долго выяснялось, кто виноват в затоплении квартиры - в чей зоне ответственности находится канализационный колодец, что и откуда туда стекает. Коммунальные службы переводили стрелки друг на друга, однако ни у кого не возник вопрос – а как так получилось, что в подвале оказались квартиры, когда законом это запрещено.
По словам одного из местных жителей, таких квартир в Железноводске достаточно много. Юрист и общественный деятель Екатерина Кузнецова, которая представляла в суде интересы Вартановой, считает, что проживание в подвале является грубым нарушением закона.
Она сослалась на ч.2 ст. 15 Жилищного Кодекса РФ, а также Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", где говорится, что «жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровню шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений».
В соответствии с указанными нормами предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. При этом ответственность за проживание в подвальных помещениях несут не те, кто там проживает, а те, кто им это позволил.
- По этому поводу я еще в феврале 2023 года обратилась в прокуратуру Железноводска с требованием разобраться, на каком основании, кто и когда перевел подвальные помещения из нежилого в разряд квартир. До сих пор нет ответа. Я написала жалобу в прокуратуру края, по поводу того, что прокуратура Железноводска мне не ответила. Ответа также нет. Буду готовить жалобу в Генеральную прокуратуру РФ. Пусть разбираются, кто и когда, давал разрешение в нарушение требований закона переводить подвальные помещения из нежилого в жилое, - говорит Кузнецова.
От себя добавлю, что Железноводск – один из самых востребованных курортов Кавминвод, куда съезжаются люди со всей России. При этом лечение в санаториях стоит недешево. Вероятно, эти санатории платят немалые налоги в бюджет города.
Да даже если бюджет и не очень велик, все равно при желании власти могли бы предложить малоимущим гражданам нечто более приемлемое, чем перевод подвальных помещений в разряд квартир. Например, включение их в федеральную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Подвалы может и не ветхие, но жить в подвале, как говорит юрист, закон не допускает, и не только потому, что коммунальная авария может случиться в любой ливень.