«Информация скрыта». Об обезличивании текстов на судебных сайтах

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сайты российских судов могли бы стать кладезем информации для журналистов, политиков и даже историков. Изучая и анализируя судебные решения по различным делам, можно проследить те или иные тенденции в обществе, и речь идет не только о криминале. В судах происходит много всего.

К сожалению, возможности эти сильно ограничены тем, что судебные решения часто обезличены. Из них удаляются имена и фамилии не только истцов и ответчиков, свидетелей, но и прокурора, адвокатов, удаляются все географические названия, даты, адреса и прочее. И если удаление адресов как-то можно объяснить, то же самое нельзя сказать про удаление дат, указывающих, когда какие действия совершал тот или иной подсудимый. Иногда это очень важно для понимания ситуации. Тем более что к персональным данным такие сведения никак не относятся.

В итоге судебные решения выглядят примерно вот так:

«ФИО1 совершила пособничество в незаконном приобретении наркотического средства без цели сбыта, при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ примерно в 18 часов 10 минут, но не позднее 18 час. 18 минут Свидетель №2, выступая в роли закупщика в рамках проводимого оперативно - розыскного мероприятия «Проверочная закупка», находясь во дворе <адрес> в <адрес> КБР договорился с ФИО1 о приобретении для него наркотического средства и имея при себе выданные ему сотрудниками полиции денежные средства в размере 3 800 рублей, передал последней..»

Все это напоминает строчку из некогда популярной советской песни о том, что будет «если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет»…

Но если личность распространителя наркозелья можно как-то установить из карточки на сайте суда в разделе «судебное делопроизводство» (тоже не всегда, но об этом позже), то вот о тех, кто, например, привлекается по части 3 статьи 160 – присвоение и растрата в крупном размере с использованием служебного положения, – информация частенько удаляется напрочь. Более того, засекречиваются даже фамилии адвокатов, дабы никто не смог «выйти на след».

Выглядит это примерно так:

<Информация скрыта> - ст.160 ч.3; ст.160 ч.3; ст.160 ч.3; ст.292 ч.1; ст.292 ч.1; ст.160 ч.3 УК РФ.

То есть гражданин обвиняется в четырех эпизодах присвоения и растраты и двух эпизодах совершения служебного подлога, но обывателю знать его имя и фамилию не обязательно.

Но особенно любопытно, чем руководствуются служители Фемиды, выкладывая информацию, о которой пойдет речь дальше?

В Нальчикском горсуде проходит суд по делу о мошенничестве в отношении трех человек. Двое из них женщины, это видно из публикации на сайте. Одна из них обвиняется по двум эпизодам мошенничества, вторая по трем эпизодам - тут и мошенничество, и сбыт поддельных денег и легализация денежных средств, а вот третьей (или третьему) обвинение предъявлено… внимание! … по 64 эпизодам таких же преступлений. При этом его фамилия и инициалы засекречены. Вопрос, с какой целью?

Конечно, обвинение – это еще не приговор. Но если так, то секретность следует соблюдать в отношении всех, а не только некоторых.

Даже в отношении привлекаемых по пресловутой 228 статье – одни фамилии указываются, другие нет.

Что говорит на этот счет закон?

Как пояснил нальчикский юрист Олег Сергеев, размещение судебной информации в интернете регламентируется законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ».

«В соответствии с этим законом из судебных решений не должны исключаться фамилии, имена и отчества ни подсудимых, ни их адвокатов, ни тем более прокуроров. Из судебных актов исключаются только персональные данные иных участников – потерпевших, экспертов и специалистов, и все, что их касается – даты рождения, адреса.

В Законе говорится, что

«Доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если информация касается государственной или иной охраняемой законом тайны».

Персональные данные не указываются, если речь идет о сохранении тайны усыновления, об оспаривании отцовства, о половой неприкосновенности лиц, достигших 16 лет, и других вопросов частного характера.

О том, чтобы не указывать, причем выборочно, фамилии мошенников и расхитителей, в законе ничего не сказано.

И вот еще один правовой акт на этот счет - Постановление Президиума Верховного суда РФ от 14 июня 2017 года о порядке размещения текстов судебных актов в сети Интернет.

 Цитирую:

«При размещении текстов судебных актов в сети "Интернет" на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции из текстов судебных актов НЕ исключаются: фамилии, инициалы или имена и отчества судей .. прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве; фамилии, инициалы или имена и отчества осужденного, оправданного; истца, ответчика , третьего лица, заинтересованного лица; лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; указание о денежных суммах, требуемых заявителем либо присужденных в его пользу, в том числе о размере исковых требований, компенсации морального вреда, государственной пошлины, судебных расходов и штрафных санкций; наименование и место нахождения юридических лиц. ...»

Фемида. Фото: pixabay.com