Льготники Кабардино-Балкарии вынуждены судиться за получение бесплатных лекарств
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Кабардино-Балкарии, как и везде, есть министерство здравоохранения и множество других медицинских ведомств. Полагаю, все знают, чем они должны заниматься. Параллельно на Кавказе существует общественная организация «Монитор пациента», в Кабардино-Балкарии ее представляет Ибрагим Султыгов. Он не врач, а юрист.
Когда льготным категориям граждан, и в особенности – детям, не выдают положенные им жизненно важные лекарства, Ибрагим по обращению родителей этих детей составляет исковые заявления и подает их в суды. Суды, как правило, иски удовлетворяют, и льготники получают положенные им по закону медицинские препараты.
В связи с этим возникает вопрос – почему без суда нельзя обеспечивать льготников лекарствами?
Витрина с лекарствами. Фото Нины Тумановой для "Кавказского Узла"
Две истории необеспечения льготников жизненно важными лекарствами. Обе имели место в городе Баксане.
Ребенок Мадины Дудуевой с редким орфанным заболеванием не был обеспечен назначенными ему врачебной комиссией лекарствами.
«Монитор пациента» обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения республики, к Баксанской районной больнице, к Центру аллергологии и иммунологии» и Росздравнадзору по КБР. Все эти ведомства, по мнению автора иска, ответственны за то, что ребенок своевременно не был обеспечен необходимыми лекарствами.
Ответственность каждого ведомства была конкретизирована - Центр аллергологии и иммунологии вовремя не провел врачебную комиссию, в Баксанской больнице не выписали льготный рецепт на препараты, Минздрав республики не обеспечил ребенка указанными лекарствами, а Росздравнадзор по КБР не проконтролировал действия этих учреждений.
Суд удовлетворил требования частично. Баксанскую больницу обязали выписывать рецепты без проволочек, Минздрав суд обязал обеспечивать ребенка назначенными препаратами бесперебойно. В пользу ребенка суд взыскал компенсацию морального вреда в размере 20 тысяч рублей: с Баксанской больницы 5 тысяч рублей, с Минздрава - 15 тысяч.
Минздрав не согласился с решением суда и обжаловал его. Министерство, мол, не бездействовало, проволочка произошла из-за того, что заседание врачебной комиссии было проведено с задержкой в два года – она состоялось в 2022 году, тогда как ребенок нуждался в препаратах с 2020 года.
Второй случай – с Аланом Кашежевым, который является инвалидом 3 группы и страдает редким орфанным заболеванием и обслуживается в поликлинике при Баксанской центральной районной больнице. Он также продолжительное время не обеспечивался жизненно важными препаратами. Обращался в Баксанскую больницу и медицинскую страховую компанию с жалобами, которые были проигнорированы.
Суд признал бездействие районной больницы незаконным, обязал бесперебойно обеспечивать больного лекарствами, а также взыскал с больницы моральный ущерб в сумме 30 тысяч рублей.
Таких исков «Монитор пациента» подал и выиграл уже десятки.
Возникает вопрос - почему за то, что государство предоставляет больным бесплатно, им приходиться обращаться в суд? Когда наши медицинские учреждения, наши добрые «люди в белых халатах» успели так забюрократизироваться, зачерстветь? Ситуация касается не только людей с редкими заболеваниями, но и всех остальных.
Никто не проводит опросы населения о том, что они думают о качестве медицинского обслуживания в первичном звене. Между тем, такой опрос многое прояснил бы.
Мои личные наблюдения за пока еще бесплатной медициной.
Записываться к врачу в поликлинику стало сложнее. Звонить надо недели так за три. При этом пациентов больше не стало, скорее наоборот.
Появилось нововведение. Если раньше у дверей кабинета выстраивалась живая очередь и пациенту совсем не обязательно было ждать указанного в талоне времени, то сейчас врачи пишут график явки, и если ты опоздал к указанному в талоне времени, то врач тебя либо не примет, либо выслушаешь нотацию. Если же пришел раньше, то будешь ждать своего времени, даже если нет очереди.
Иногда часть анализов предлагают сдать в платной лаборатории. Там спрашивают, кто направил, и записывают фамилии врача. Когда результаты приносишь, направивший туда врач их даже не смотрит.
К первичному звену есть и много других претензий, но самая главная – полное безразличие к пациенту.
Из-за всего этого многие мои знакомые перестали ходить в поликлинику и лечатся по рекомендациям «медицинских» блогеров из Ютуба, методы которых часто противоречат друг другу.