Смешарики рассказали об Осетии, оценили не все

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В мультсериале "Смешарики" появилась серия об Осетии. По сюжету свинка грустит, но настроение ей поднимает информация, что есть на свете осетины. Она узнает о нартском эпосе, вдохновляется женским персонажем Шатаной и решает стать богатыршей (феминитив из мультика, если что). О том что в мире существует осетины (танцоры в основном) свинья рассказывает и другим зверям в лесу. Шокированные новой информацией они решают состязаться друг с другом в поедании осетинских пирогов (круглых в основном) и находят, что это прекрасное времяпрепровождение. 

 

Серию раскритиковал кандидат политических наук, председатель правления Национального историко-этнографического общества Алании "Уасамонга" Марат Цагараев. Вот что он написал в своих соцсетях: 

 

"Не сочтите за старого ворчуна (я и в молодые годы был таким), но смешариковый мульт про Осетию и осетин заполонивший весь ОСнет, это как говорит молодёжь - трэш!
Наверное для Минкульта Осетии нормально, когда устами Поросёнка-Нюши рассказывается детям России об осетинской культуре, о священных для нас понятиях, но меня если честно коробит. Как коробит в принципе вся извращенная подача этого материала. Почему ребенок впервые знакомящийся с осетинами - единственным индоевропейским, автохтонным народом Северного Кавказа, должен воспринимать нас как смуглых, чернобородых карликов? Почему героиню нартского эпоса Шатану - олицетворение женственности и мудрости, вдруг делают отважной, безбашенной воительницей? Для чего ее имя в мульте произносится искаженно? С каких пор для осетин стало нормой состязаться в еде, когда невоздерженость за столом в традиционной культуре считается большим позором! Зачем вы заставляете подрядчика - создающего мультфильм рассказывать о символизме осетинских пирогов, если сами в этом нихрена не понимаете? Каким далеким от понимания осетинской культуры должен быть человек написавший что пироги символизируют небо, землю и подземный мир? У вас там что - "подземный мир" головного мозга? Хоть бы старших своих в свое время слушали - позорники! Осетинские пироги никого не "олицетворяют", они готовятся в посвящение: первый имени Бога (Хуыцауы номыл), второй посвящен Солнцу (Хуры номыл), третий - Земле (Зæххы номыл). А все эти трансформации связанны с утратой понимания смыслов осетинских куывдов, понимая их буквально, как стихии, небесные тела или природные явления. Между тем, осетины как и все остальные этносы индо-иранского мира всегда считали Мир созданный Творцом - одухотворенным. Вознося молитву над тремя пирогами старики говорили: "Хуыцау - не Скæнæг, Хур - нæ Тавæг, Зæхх - нæ Дарæг!" (Бог нас создавший, Солнце нас согревающее, Земля нас содержащая (кормящая)), понимая под Солнцем и Землей не космические объекты, а самых сильных из созданных Творцом бардуагов от благорасположения которых напрямую зависит качество человеческой жизни, как впрочем и сама жизнь. Создатель (Хуыцау), Хурзарин (дауаг Солнца), Зæхх (дауаг Земли) - имеют за любым праздничным столом осетин посвященный его имени пирог, а прочии фантазии (про небо, про воду, про подземный мир), возникают лишь на почве незнания осетинской традиции, или переосмысления ее постулатов. Это уже как говорится - "горе от ума".
Я не против того чтоб нашу культуру продвигали в массы, рассказывали о ней детям всего мира, но уважаемые инициаторы, прежде чем кому-то рассказывать о культуре народа, сами потрудитесь о ней узнать больше", -  написал он.
 
 

 

Мультик про Смешариков вообще странный, никогда не понимала для какого это возраста - анимация для новорожденных, а диалоги почти взрослые. Темы тоже часто сложные - депрессия, смысл жизни, а звери периодически переживают какие-то экзистенциальные кризисы. Но конкретно эту серию решили не перегружать интеллектуальностью. 

Да, есть прям косяки в серии, с пирогами лихо промахнулись. Видимо, сэкономили на консультанте из Осетии - в титрах не нашла ни одного знакомого имени местного историка или этнографа. 

Как надо было решить претензию Цагарева по свинке даже не знаю, нельзя же было её вовсе убрать из серии. Наверное, идеальным вариантом было бы, если бы об Осетии рассказали Три кота какие-нибудь (традиционная кошачья семья с тремя детьми), но точно не розовый нефор Лунтик. 

Странно, что Цагараев не подметил, что по сюжету Нюша грустит потому что ёж и заяц не берут её в свою игру, потому что ей как девчонке не положено. Но, начитавшись нартского эпоса, Нюша обретает уверенность в себе и начинает вести себя со зверьём мужского пола на равных. То есть она через осетинскую культуру стала феминисткой? Пу пу пу...а с этим что будем делать? 

В общем серия получилась как московский осетинский пирог - вроде и осетинский, а вроде и нет таких в Осетии. Но не думаю, что это сильно критично для целевой аудитории на горшке, главное, чтоб богатырями и богатыршами росли.