роман Алеша Гучмазты «Матрона» о положении женщины

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Прочитала роман югоосетинского автора Алеша Гучмазты. Оригинальное название примерно переводится как «счастье твоей души». Переводчик переиначил его и назвал роман именем главной героини «Матрона». Дальше полно спойлеров. 

«Матрона» - это история одной женщины, прожившей сложную жизнь в обычном селении и погибшей под  грузом страха осуждения традиционным обществом. 

Вкратце расскажу сюжет, похожий маленько на мексиканский сериал.

Матрона выходит замуж молодой, красивой и жаждущей любви, рожает сына. Вскоре недолгое счастье заканчивается и муж уходит на войну с фашистами.

Для Матроны начинаются непростые времена выживания одной с ребенком, всё хозяйство на ней. Обычно в селах есть традиция взаимопомощи, но с соседями у матроны отношения портятся. Её ребенок, шаловливый мальчик, напугал беременную соседку, та упала, потеряла ребенка и осталась навсегда бесплодной.

С войны стали возвращаться мужчины, но не муж Матроны. О нём ходят слухи как о дезертире. Из-за этого Матрону начинают ненавидеть все соседи. Хотя причем здесь она вообще? А вот муж соседки возвращается. Он теперь калека и страдает ПТСР. Во время вспышек гнева, он пытается убить сына Матроны за ту трагическую шалость. Чтобы я сделала в такой ситуации - просто бы уехала из этого села. Что делает Матрона - она считает, что не может оставить мужнин дом, потому что она должна защищать его честь и честь мужа. Но чтобы уберечь сына, временно сдает его в городской детдом.  Дальше новый мексиканский поворот - ребенок из детского дома убегает и Матрона теряет с ним связь.

К этому времени её муж, которого все считали дезертиром, внезапно возвращается. Естественно, жертвы жены по защите чести он не особо оценил и отношения с ним испортились. Вскоре он умирает, потому что вернулся с войны покалеченным.

Матрона остаётся одна - муж умер, сына потеряла. Дом, честь которого она защищала, боясь, что подумают об их фамилии, пустует. Соседи, о мнении которых она всю жизнь заботилась, отвернулись от неё, или как сейчас говорят, закенселили. Матрона начинает новую жизнь - одинокой отверженной обществом женщины. Ей уже неважно что о ней подумают, она соблазняет случайных путников и пускается во все тяжкие. 

На старости лет к ней посватался пенсионер из соседнего села. Матроне муж нужен был меньше всего, но тут она узнаёт, что у жениха есть усыновленный сын. Конечно, он оказывается тем самый потерянным сыном Матроны. Матрона выходит замуж, чтобы быть ближе к сыну. Всё идёт отлично, она наконец обрела счастье - муж, сын, внуки, дом и коровы с баранами. Жизнь, наконец, стала конвенциональна, нормотипична и одобряема.

Но сын так и не знает, что он ее сын, потому что Матрона боится ему рассказать. Вместе с обретением семьи, Матрона вновь обретает чувство страха перед обществом и страх осуждения. То есть она вновь возвращается в эту систему, которой была отвергнута долгие годы. Она не представляет, что сын может ее простить и принять. Она постоянно думает о том, что он решит, что она его позорит и всяких таких штуках, очень понятных для читателя, знающего кавказскую патриархальную ментальность.

В итоге она решает, что для того, чтобы сын ее не осудил, надо умереть. Ничего лучше она придумать не может. Поэтому она кончает с собой. Теперь уж точно плохого о ней не скажут. Потому что так не принято, а традиции здесь чтут. 

Давненько я не читала таких романов с длинными семейными историями и не могу сказать, что мне прям понравилась эта югоосетинская сага о форсайтах, хотя было увлекательно. Но ценность в этом очевидная есть - это описание быта того времени, описание коммуникаций между членами семьи, соседями, ценности людей и их понятие «чести» и самое главное - уязвимое положение женщины в этом обществе чести.