Культурная апроприация или выгодная сделка с туристом?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На днях в интернете распространилось видео, где парень, одетый в просторную рубаху и шапочку пиэс стоит за диджейским пультом и пьёт энергетик. Конечно же, за этим последовали извинения, молодой человек объяснил, что просто купил эту одежду и не знал, что её нельзя надевать на дискотеку.  О том, что это культурная апроприация и так делать нельзя, парню сообщил его новый «друг» Тимур. Вероятно, другими словами сообщил, но сообщил.

Головной убор, который был на диджее – это шапочка, которую обязательно используют во время намаза. То есть это атрибут религиозного ритуала. Как я поняла, эти шапочки продают туристам вместе с папахами, вот здесь об этом пишут. Если это не так, напишите в комментариях. Но я не нашла ответ на вопрос – может ли эта шапочка быть отделена от ритуала и быть просто одеждой в других ситуациях. Если нет, то зачем она продаётся немусульманским туристам как сувенир без каких-то комментариев об уместности использования вещи?

Эта история напомнила мне кейс Арианы Лолаевой. Осетин тогда возмутила шутка про осетинский пирог с мясом как шутка над чем-то священным. Эта история отличается тем, что, пирог с мясом не бывает частью ритуала, молитва произносится только над пирогом с сыром. Шутка с аналогией пирога и женских гениталий просто сальная и тупая шутка, но не оскорбление священного.

Во всех этих история есть тонкий момент. С одной стороны, осетины очень любят продвигать свои пироги и пироги на столе у Путина и в любом супермаркете Москвы – обычно вызывает гордость. С другой стороны, никто не отдает себе отчёт в том, что эти пироги для не осетин просто еда и люди будут их крутить при разрезании (а крутить нельзя), делать начинку из чего ни попадя и шутить над ними будут, если захотят.

С одной стороны, классно зарабатывать на продаже атрибутов национальной или религиозной одежды, с другой стороны, когда туристы ими пользуются – это уже культурная апроприация и череда извинений.

Мне кажется разумным, что  малым народам прежде, чем распространять свою культуру, нужно определиться, что было бы классно популяризировать и продавать туристу, а что лучше оставить своим таинством. Например, лезгинка и шашлык ушли в массы и всем хорошо, а вот религиозные атрибуты, наверное, лучше не пиарить на туристических базарах.  То есть не полностью перекладывать ответственность на туриста, а взять часть на себя.