Новый памятник во Владикавказе и это не Сталин.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Во Владикавказе появился новый памятник народному герою Пипо Гурциеву. Легенда гласит, что в 1892 году, во время холеры, Гурциев ходил по домам, утешал тех, кто потерял близких, ухаживал за больными и молился. Во сне Пипо явился Уастырджи (покровитель мужчин в традиционных верованиях осетин) и спросил готов ли тот, принести себя в жертву, мужчина согласился. Божество велело Пипо взять белого быка и идти с ним, пока животное не ляжет. На месте, где ляжет бык, Уастырджи наказал построить святилище. Пипо исполнил волю покровителя и умер на следующий день.
«С этого момента эпидемия пошла на спад, а потом и вовсе прекратилась», - рассказала заместитель министра культуры РСО-Алания, кандидат филологических наук Залина Кусаева Аргументам и Фактам.
А вот, что пишут на сайте Роспотребнадзора. Эпидемия холеры действительно была в 1892 - только во Владикавказе с июня по ноябрь заболело 982 человека, 413 из которых умерло, а по Владикавказскому округу за этот период заболело 3852 человека, умерло 992.
Самое интересное. «Местная администрация не предприняла мер по борьбе с холерой, не было послано ни одного эпидотряда, эпидемия прекратилась самостоятельно, с наступлением холодов», - говорится в источнике.
Холера не закончилась на строительстве святилища, а пришла еще в 1905-ом году - заболело около 170 тыс. человек и умерло 84 тысячи. В 1910-ом унесла ещё 500 жизней из порядка 2000 заболевших.
Мне кажется, эта история важная с точки зрения того, чтобы зафиксировать некоторую стабильность, ведь очевидно, что и в 1892-ом году власти принимали решения не в интересах простых людей.
Это уже второй памятник за последние пару лет, который появился в районе Владикавказа «Осетинская слободка» и который спонсировали местные жители. Первый – это бюст Сталину и монумент погибшим на войне жителям слободки. Несомненно, радует, когда ставят памятники не только тиранам и вообще сам факт такого сообщества жителей района и их желания преображать пространство. Хочется отметить, что Гайто Газданов, который проводил детство в доме своего дедушки в этом же районе, удостоился за всё время лишь небольшой таблички на доме. Да и табличка интересовала примерно никого, дождались, что отреставрировал ее Захар Прилепин. Памятника Газданову до сих пор нет в Осетии.
Я не хочу критиковать памятник Пипо, хотя после пережитой эпидемии ковида, конечно, по-другому уже читаются такие истории, сразу думаешь о важных принципах самоизоляции в таких случаях и невольно задумываешься – безопасно ли было хождение Пипо по домам в разгар холеры, знал ли он, что подвергает риску себя и всех тех, с кем контактирует? Да и как человеку безбожному мне истории с видениями и святилищами не близки, но, кончено, я уважаю желание верующих увековечить своего героя.
Как думаете, какие шансы, что в Осетии появится памятник или улица женщине, которая внесла значительный вклад в науку? Я говорю о Бутаевой Фатиме, изобретательницы газоразрядных и люминесцентных ламп.
Хозяйке на заметку: во Владикавказе всего восемь улиц, названных в честь женщин. Из них три связанны с Осетией.
фото: Блогерка. Северный Кавказ.